logo search
ChOKS_2014

Социальные функции современного государства: развитие и сущность

Э. Б. Сайфутдинова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Жукова Е. Д. к. п. н., доцент.

Социальное государство – неотъемлемая часть современной цивилизации, многие страны мира идут по пути его создания или совершенствования. Идеи социального государства стали разрабатываться в середине ХХ века, а затем получили законодательное закрепление в правовых системах многих европейских стран.

Родоначальником термина "социальное государство" является немецкий ученый Лоренц фон Штайн, определивший его в конце XIX века как государство, которое поддерживает абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Впоследствии J.Ofner (1894), F.Neumann (1932), в качестве основного признака данного понятия выделили распространение социальных обязательств государства в равной мере на всех членов общества. [2, c.22]

Проблематика социального государства была и остается одной из важных в экономической науке и практике, так как социальная направленность государства определяет благосостояние граждан, развитость государства, его общественную устойчивость. Исследованию проблем социального государства посвящены труды целого ряда ученых.

Большой вклад в теорию социального государства внес М.В. Баглай. Он определил социальное государство как государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное.

Несмотря на наличие большого числа работ по указанной проблеме, в ее рамках существуют дискуссионные вопросы, различные научные взгляды. Критериев, которые позволили бы именовать государство в полной мере социальным, пока нет. Данный вопрос остро стоит в современной России.

Теоретические аспекты исследования функций государства получили освещение в трудах многих отечественных правоведов. Ученые советского периода не всегда выделяли социальную функцию как самостоятельную в системе внутренних функций государства. [7, c.59] Например, Л.И.Загайнов выделял экономическую, идеологическую, охранительную функции.

Актуальной в современных условиях является проблема взаимосвязи функций государства и его социального назначения. Многие представляют эти дефиниции практически тождественными, некоторые подвергают эту тождественность к критике.

О.В. Родионова формулирует определение социальной функции применительно к современному государству. По её мнению, «социальная функция – это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членов государства к общественным благам, с целью обеспечения стабильности социума». [6, c.9]

С.Е.Коробов попытался сформулировать общее определение социальной функции для различных государственных форм. Он полагал, что социальная функция – это одно из основных направлений в его деятельности, осуществляемое в социальной сфере общественных отношений, по обеспечению гражданам достойного уровня жизни, разрешению социальных противоречий и реализации согласованных интересов граждан на основе признаваемых в данном обществе и законодательно закрепленных социальных стандартов. Автор подчеркивает, что социальная функция государства тесно связана с экономической, поскольку без существенного экономического роста, базирующегося на эффективном использовании ресурсов, невозможно обеспечить в достаточной финансирование социальных нужд. [3, c.80]

С развитием государства трансформируется социальная функция, представления о стандартах уровня жизни, объеме и структуре социально-экономических прав населения. В связи с этим, выделяют несколько этапов становления социальной функции Российского государства. [5, c.27]

1. XVII – первая половина XVIII века. На этом этапе забота о населении еще не воспринималась государством как неотъемлемая часть внутренней политики, но попытки «призрения» самых уязвимых членов общества предпринимались.

2. Вторая половина XVIII – первая половина XIX века. На данном этапе происходит зарождение и постепенное развитие системы социального законодательства. Формируются специальные государственные органы, регулирующие социальные вопросы. На указанном этапе социальная функция государства начинает восприниматься высшей властью как одно из средств поддержания общественной стабильности и лояльности населения к правящему режиму.

3. Вторая половина XIX – начало XX века. В тот период система социального законодательства существенно трансформируется исходя из задачи распространения социальной деятельности государства на широкие слои населения. Обеспечение ряда социальных прав человека (право на социальное обеспечение, медицинскую помощь, образование) начинает восприниматься высшей властью как важная составляющая социальной функции государства.

4. В советский период (октябрь 1917 г. – 1991 г.) развитие функций социалистического государства осуществлялось под влиянием основной идеологической установки – построения общества всеобщего уравнительного

материального благополучия с равным, жестко регулируемым доступом населения к социальным благам. В рамках государственной политики патернализма социальная функция приобретает особое значение. Широкий спектр социально-экономических прав (право на труд, жилище, бесплатное образование и медицинское обслуживание, социальное обеспечение и др.) получал закрепление в конституциях СССР 1936 г., 1977 г., конституциях союзных и автономных республик. Так, по Конституции СССР 1936 г. граждане имели право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством, право на ежегодные отпуска с сохранением заработной платы, право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Конституция СССР 1977 г. закрепляла права граждан на труд, отдых, охрану здоровья. [9, cт.617]

Таким образом, сложился многоотраслевой комплекс социального законодательства, включавший регулирование трудовых отношений, социальных пенсий и т. д.

5. Период становления в нашей стране основ социального государства на демократических принципах, начавшийся в 1990-е гг. и продолжающийся до настоящего времени, предполагает процесс глобальной трансформации социальной функции государства, превращение ее в приоритетное направление государственной деятельности. В рамках этого процесса – качественные изменения социального законодательства, его распространение на все без исключения слои населения; признание государством своей доминирующей роли в обеспечении социально-экономических прав личности и в то же время отказ от всеобъемлющего государственного патернализма в социальной сфере. В соответствии со ст. 7 Конституции «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». [8, c.1]

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях. 

Социальная функция государства заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание. Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого. [1, c.45]

Социальная функция включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно - пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев. Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения.

Социальная функция многообразна по видам и объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устра­нить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, не допускать большого разрыва между богатством и бедностью, развивать здравоохранение, образование, культуру. Великий китайский мыслитель Конфуций утверждал, что если государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, постыдны богатства и почести. Рассматриваемая функция свя­зана с понятием социального государства, деятельность кото­рого направлена на создание условий, обеспечивающих достой­ную жизнь и свободное развитие человека, защиту семьи, со­циальную защищенность.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, расходуемые на выплату пенсий, пособий, здравоохра­нение, образование. Оно разрабатывает и реализует програм­мы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу. Больших успехов в социальной сфере добились Скандинавские государства, в которых государственно-право­вое регулирование нацелено на достижение экономической ста­бильности и перераспределение доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В этих государствах установлен высокий уровень прогрессивного налогообложения. Государ­ство, выступая равноправным хозяйствующим субъектом, реа­лизует функцию обеспечения высокого уровня жизни населе­ния и берет на себя ответственность за создание достойных условий жизни своих граждан.

В развитых странах социальная деятельность государства регулируется особой отраслью права - социальным правом. Например, в ФРГ уже многие годы действует Социальный ко­декс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям воен­нослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.).

Правовому обеспечению социальной функции в России служат Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», указы Президента «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения» и т.п.

Однако осуществление данной функции государства еще не отвечает предъявляемым к ней требованиям.  В обстановке систематических задержек заработной платы, пенсий, пособий, девальвации рубля и роста цен происходит снижение жизненного уровня населения.  Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на достойную жизнь, - первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Государственная социальная политика - комплекс мер государства, направленных на поддержание нормальных условий жизнедеятельности, социальной справедливости и социальной защиты населения. [4, c.45]

Государственная политика в области образования – это комплекс законодательных актов и практических мероприятий в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, а также образования взрослых. Государственная политика Российской Федерации оформляется в законах (например, Закон РФ об образовании, 1992), постановлениях и распоряжениях правительства, нормативных документах Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития, Министерства внутренних дел и других документах. Государственная политика претворяется в практическую деятельность органами управления образованием, образовательными учреждениями, а также другими государственными и общественными организациями, решающими общеобразовательные и воспитательные задачи.

Негосударственные образовательные учреждения также обязаны соблюдать основные направления государственной политики в области образования. [10]

Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволят осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечить оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально-техническую базу системы здравоохранения.

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.[11]

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ. Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов, программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д.[11]

Таким образом, социальная функция государства играет огромную роль среди остальных функций государства. Она помогает достичь социального равенства, смягчает и устраняет социальную напряженность в обществе. Социальная функция включает в себя социальную политику, которая направлена на поддержание нормальных условий жизнедеятельности, социальной справедливости и социальной защиты населения.

Список используемой литературы:

  1. Демин А.В. Теория государства и права: Курс лекций - М.: ИНФРА-М, 2012.  – 45 с.

  2. С.В. Калашников. Природа социального государства и его исторический генезис / Сборник "Социальное государство: концепция и сущность. М.: ИЕ РАН – издательство "Огни", 2012, - 22 с.

  3. Коробов, С. Е. Социальная функция государства : дис. ... канд. юрид. наук / Коробов С. Е. – М., 2011. – 181 с.

  4. А.Д. Нестерова. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2008. - - ISBN 5-88874-019-5. - 63 с.

  5. И.В. Ростовщиков, С.С. Олейникова. Становление социальной функции государства и его влияние на формирование прав личности в Российской империи Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруд. 2012. № 1 (16) - с.27-32

  6. Родионова, О. В. Характерные черты социальной функции современного государства/ О. В. Родионова // История государства и права. – 2010. – № 3. - с. 9-10

  7. С.С. Олейникова. Становление социальной функции государства в системе его внутренних функций Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруд. 2011. № 2 (15) – с. 59-63

  8. Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 2009. – 21 янв. (№ 4831). – с.1-3

  9. Федеральный закон от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»

  10. Визуальный словарик [Электронный ресурс] http://www.ped.vslovar.ru

  11. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс] режим доступа: http://ru.wikipedia.org