logo search
ChOKS_2014

Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий

А. Р. Левинская

Пермский государственный гуманитарно – педагогический университет

Научный руководитель: Игнатьева О. В., к.и.н., доцент

Жизнь современного человека – это постоянная смена действий, принятие решений в быстроменяющейся обстановке, получение знаний, необходимых для собственного личностного и профессионального развития. В условиях общества знания возрастает значение неформального образования, так как общество не в состоянии предоставить человеку возможность постоянно получать образование, «сидя за партой». Четко обозначилась тенденция к мобильности относительно профессий и места работы, профессиональная карьера сменяется возможностью нескольких профессиональных карьер. Появляется потребность в дистанционном образовании, краткосрочных или заочных курсах, услугах дополнительного образования и т.д. Качество высшего образования начинает оцениваться работодателями не только по результатам научной деятельности и степени овладения профессиональными знаниями и навыками, но и развитию компетенций, связанных с самообразованием, самопрезентацией, проектной деятельности. Глобализация, проявляющаяся, в том числе, в развитии Интернет-технологий, делает ресурсы образования намного доступнее, что позволяет человеку самому активно восполнять недостающие знания.

На фоне вышеуказанных тенденций, в российском образовательном сообществе с начала 1990-х годов ведутся активные дискуссии о необходимости индивидуализации образования, а также о необходимости тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов. Не углубляясь в историю профессии «тьютор», необходимо отметить, что в России большую роль в появлении тьюторства как образовательной философии и практики играет Межрегиональная тьюторская ассоциация. В Едином квалификационном справочнике должностей в 2006 году появляется новая для российского образования профессия – тьютор, формулируются и обсуждаются должностные обязанности. Тьютором называют педагога, который работает, непосредственно опираясь на принцип индивидуализации, сопровождая построение каждым учащимся своей индивидуальной образовательной программы.

Помимо того, что возникает потребность со стороны заказчика, появляется проблема в сфере подготовки тьюторских кадров. Пока единственное место, где возможно обучаться в магистратуре по профилю «Тьюторство в сфере образования», Московский Государственный Педагогический Университет. Немало важную роль в поддержке и подготовки тьюторских кадров играет МТА, которая выступает в роли координатора необходимой информации. Конечно, сегодня педагогические ВУЗы по всей стране активно предлагают курсы повышения квалификации, а студенты проходят тьюторскую практику.

Тьюторство как технология сопровождения в сфере культуры и искусства пока мало исследованная тема. В Перми инициатива в развитии данной темы связана с проведением в 2011 году Всероссийского методического семинара «Театр, кино, музей – для новой школы», проведенному на базе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. В 2012 году в рамках проекта школы арт–менеджмента «SAM» была апробирована технология тьюторского сопровождения студентами-культурологами старшеклассников города Перми в пространстве искусства и культуры.

Благодаря развитию пермского культурного проекта в Перми появились возможности для тьюторского сопровождения как по отдельным направлениям в сфере культуры (музейное, театральное, фотография, дизайн), так и по образовательным событиям. Рекламная компания позволила собрать старшеклассников из разных школ города Перми и начать проект.

Предварительно было необходимо собрать круг единомышленников, которые, во-первых, были сами увлечены тем или другим направлением, а во-вторых, заинтересованы в помощи школьникам, в их развитии. Конечно, у каждого из тьюторов уже состоялся педагогический, организационный опыт, что повлияло на их желания попробовать себя в роли тьютора. Таким образом, каждый из тьюторов видел своей миссией в понимании позиции школьника, помощи в выявлении интереса и мотивации, организации собственного маршрута.

Система занятий в школе арт-менеджмента была представлена аудиторным и внеаудиторным форматами работы. Первый вид занятий подразумевал работу по обучению проектированию – «что такое проект? как его писать и реализовывать?». Раз в неделю организовывались встречи с профессионалами, которые хорошо ориентируются в рамках своей сферы деятельности, могут поделиться опытом, рассказать о специфике творческой работы, дать экспертную оценку. Помимо проектных семинаров, мы старались проводить занятия, направленные на развитие креативности, дизайн – мышления, способностей нестандартно мыслить. В качестве примера можно привести, занятие по созданию собственного арт–объекта «Женщина запуталась» к празднику 8-го марта, который ребята сами сконструировали из проволоки и ваты. Накануне праздника ребята предлагали посетителям Пермской государственной художественной галереи смастерить вместе с ними букет для «их женщины».

А так же тьюторантам арт–школы выпал шанс стать участниками мастер–класса по мультипликации Йорга Хермана, немецкого мультипликатора, который приехал в Пермь в рамках программы дней Германии в России. Результатом мастер–класса стали небольшие зарисовки ребят, которые до сих пор их вдохновляют. Кроме того, мы старались проводить ребятам мастер–классы по тайм – менеджменту, развивать чувство ответственности и навыки самоорганизации. Посредством аудиторных занятий мы сразу прорабатывали несколько тьюторских технологий – проектная деятельность, методика личного примера, методики целеполагания и самоорганизации.

Стоит отметить, что перед стартом самой школы, совместно с краевой школой дизайна был организован мастер-класс известных российских дизайнеров Э. Кагарова и В. Чайки, где были собраны материалы для первого занятия по дизайн - мышлению. Второе занятие по образовательной картографии знакомило школьников с арт-пространством города Перми и помогало им определиться в отношении направления работы в рамках внеаудиторного формата. Образовательная картография является одной из технологий тьюторского сопровождения, которая помогает увидеть все возможные ресурсы, выбрать из них необходимые и выстроить индивидуальную траекторию работы для каждого школьника, учесть личный запрос интересов ребенка.

Итак, по завершении образовательной картографии, тьюторы помогли школьникам разделилиться на следующие направления - театральное, музейное, дизайн, фотография. У каждого направления был свой тьютор-студент, который помогал школьникам ориентироваться в арт-пространстве выбранного направления и, исходя из их интереса, помочь выстроить образовательный маршрут внеаудиторных занятий. Главной целью этих путешествий было не только ознакомление со своим направлением арт-среды, но и подготовка проекта, направленного на решение проблемы в сфере культуры и искусства. Своеобразная методика погружения, вживания в среду и осознание проблематики и того, что ты сам можешь сделать, чтобы решить эту проблему и частично «поуправлять» этой средой.

Тьюторанты – театралы посещали, как профессиональные спектакли, так и любительские, общались с актерами разного масштаба, обращались как классическим спектаклям, так и не традиционным. Конечно, тьюторантов сильно привлекали экскурсии в театральные закулисья и диалоги с актерами и режиссерами. По итогам посещения каждого мероприятия школьники писали отзывы, а в конце курса, они анализировали свои же отзывы и решали, какое направление им понравилось больше всего, почему, и т.д. Кроме того, тьюторантам удалось поучаствовать в театральном флеш – мобе.

Тьюторанты – музейщики составили себе нестандартный маршрут. Они начали с Пермской художественной галереи и выставок, которые наименее популярны среди школьников, а затем перешли к самым популярным. В итоге они пришли к выводу, что все выставки по-своему хороши, а на их популярность можно влиять качеством рекламы.

Тьюторанты, которые были увлечены дизайном, начали свой маршрут с пробега по городу Перми, различая на его улицах дизайнерские решения. Так как дизайн смежная область знания, то в их путешествия входили совершенно разные места, люди, объекты, книги.

Фотография, как направление, было представлено как выставками, так и встречами с практикующими фотографами. Тьюторанты отметили, что для фотографа необходимо не только мастерство, но и умение преподносить свои работы и понимать людей, их идею и стараться передать это через снимок.

В ходе работы тьюторанты и тьюторы постоянно взаимодействовали между собой и посещали мероприятия все вместе. Например, лекции о значении искусства, методики интерпретации современного искусства, дискуссии на тему личности в искусстве. А так же неким синтезом всех видов деятельности стал путеводитель по трем китам пермских музеев – пермская государственная художественная галерея, музей современного искусства и краеведческий музей. Эти путеводители были созданы в рамках программы «На старт! Внимание! В музей!». В них тьюторантыи тьюторы оценили и идею, и оформление, и само путешествие, в которое их погружает этот путеводитель. Помимо этого, мы приглашали тьюторантов посещать культурно – образовательные мероприятия Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, для того чтобы они могли в живую увидеть, как работает локальное самоуправление, примеры творческих номеров и способы взаимодействия искусств.

Школа арт–менеджмента «SAM» оказалась интересным опытом сопровождения школьников 8 – 11 классов в сферу культуры и искусства. У тьюторантов появилась возможность развить свои знания и умения в рамках выбранного ими направления, попробовать свои силы в роли проектировщиков социокультурной среды. Результатом тьюторского сопровождения стали проекты, которые старшеклассники представили на конкурсе проектов «SAM». Необходимо отметить, что два проекта из десяти были реализованы, несколько учащихся поменяли школу, выбрав то учреждение, где есть профиль в сфере искусства, определились со своим профессиональным выбором.

При работе с тьюторантами студенты-тьюторы в практической деятельности осваивали различные тьюторские технологии, такие как образовательная картография (помощь в поиске ресурсов и составление собственной карты развития), тренинги, мастер – классы, общение с успешными людьми, создание ситуаций успеха, творческие встречи, проектировочные семинары. Все эти технологии были составными частями как аудиторных, так и внеаудиторных занятий, которые тьюторы и тьюторанты проходили вместе.

Хочется отметить, что построение траекторий индивидуальных маршрутов в рамках арт-школы было бы невозможно без социального партнерства. Музеи, театры, выставочные залы, киносалоны стали площадкой для проектной деятельности школьников.

Тьюторы-студенты также осваивали новый опыт и профессиональные возможности по сопровождению в сфере культуры и искусства. Они должны были постоянно отслеживать последние новости в сфере культуры, выстраивать свой график в зависимости от событий и даже погодных условий, совмещать учебу и работу в арт–школе. Важными качествами личности тьютора были отмечены такие, как мобильность, эмпатия, умение выстраивать диалог.

В завершении нужно отметить, что в рефлексивных картах все тьюторанты отметили, что стали чувствовать себя более уверенно, легче общаться с различной аудиторией, научились ориентироваться в культурном пространстве Перми. Анкеты тьюторантов показали рост уверенности в себе, перспективах своего развития.

Для нас, студентов-тьюторов, школа арт-менеджмента также стала важной площадкой профессионального самоопределения в сфере образования и культуры. Когда работаешь со школьниками, чувствуешь личную ответственность за их понимание происходящего, за их выбор. Необходимо рефлексировать их деятельность, а потом еще и свою. Кроме того, сам тьютор, проходя тот же путь, что и школьник, так же повышает свой уровень профессионального знания. Тьюторская поддержка – это психолого-педагогическая работа, которая по силам не каждому, требует постоянного внимания и собственного желания.