Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
А. Р. Левинская
Пермский государственный гуманитарно – педагогический университет
Научный руководитель: Игнатьева О. В., к.и.н., доцент
Жизнь современного человека – это постоянная смена действий, принятие решений в быстроменяющейся обстановке, получение знаний, необходимых для собственного личностного и профессионального развития. В условиях общества знания возрастает значение неформального образования, так как общество не в состоянии предоставить человеку возможность постоянно получать образование, «сидя за партой». Четко обозначилась тенденция к мобильности относительно профессий и места работы, профессиональная карьера сменяется возможностью нескольких профессиональных карьер. Появляется потребность в дистанционном образовании, краткосрочных или заочных курсах, услугах дополнительного образования и т.д. Качество высшего образования начинает оцениваться работодателями не только по результатам научной деятельности и степени овладения профессиональными знаниями и навыками, но и развитию компетенций, связанных с самообразованием, самопрезентацией, проектной деятельности. Глобализация, проявляющаяся, в том числе, в развитии Интернет-технологий, делает ресурсы образования намного доступнее, что позволяет человеку самому активно восполнять недостающие знания.
На фоне вышеуказанных тенденций, в российском образовательном сообществе с начала 1990-х годов ведутся активные дискуссии о необходимости индивидуализации образования, а также о необходимости тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов. Не углубляясь в историю профессии «тьютор», необходимо отметить, что в России большую роль в появлении тьюторства как образовательной философии и практики играет Межрегиональная тьюторская ассоциация. В Едином квалификационном справочнике должностей в 2006 году появляется новая для российского образования профессия – тьютор, формулируются и обсуждаются должностные обязанности. Тьютором называют педагога, который работает, непосредственно опираясь на принцип индивидуализации, сопровождая построение каждым учащимся своей индивидуальной образовательной программы.
Помимо того, что возникает потребность со стороны заказчика, появляется проблема в сфере подготовки тьюторских кадров. Пока единственное место, где возможно обучаться в магистратуре по профилю «Тьюторство в сфере образования», Московский Государственный Педагогический Университет. Немало важную роль в поддержке и подготовки тьюторских кадров играет МТА, которая выступает в роли координатора необходимой информации. Конечно, сегодня педагогические ВУЗы по всей стране активно предлагают курсы повышения квалификации, а студенты проходят тьюторскую практику.
Тьюторство как технология сопровождения в сфере культуры и искусства пока мало исследованная тема. В Перми инициатива в развитии данной темы связана с проведением в 2011 году Всероссийского методического семинара «Театр, кино, музей – для новой школы», проведенному на базе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. В 2012 году в рамках проекта школы арт–менеджмента «SAM» была апробирована технология тьюторского сопровождения студентами-культурологами старшеклассников города Перми в пространстве искусства и культуры.
Благодаря развитию пермского культурного проекта в Перми появились возможности для тьюторского сопровождения как по отдельным направлениям в сфере культуры (музейное, театральное, фотография, дизайн), так и по образовательным событиям. Рекламная компания позволила собрать старшеклассников из разных школ города Перми и начать проект.
Предварительно было необходимо собрать круг единомышленников, которые, во-первых, были сами увлечены тем или другим направлением, а во-вторых, заинтересованы в помощи школьникам, в их развитии. Конечно, у каждого из тьюторов уже состоялся педагогический, организационный опыт, что повлияло на их желания попробовать себя в роли тьютора. Таким образом, каждый из тьюторов видел своей миссией в понимании позиции школьника, помощи в выявлении интереса и мотивации, организации собственного маршрута.
Система занятий в школе арт-менеджмента была представлена аудиторным и внеаудиторным форматами работы. Первый вид занятий подразумевал работу по обучению проектированию – «что такое проект? как его писать и реализовывать?». Раз в неделю организовывались встречи с профессионалами, которые хорошо ориентируются в рамках своей сферы деятельности, могут поделиться опытом, рассказать о специфике творческой работы, дать экспертную оценку. Помимо проектных семинаров, мы старались проводить занятия, направленные на развитие креативности, дизайн – мышления, способностей нестандартно мыслить. В качестве примера можно привести, занятие по созданию собственного арт–объекта «Женщина запуталась» к празднику 8-го марта, который ребята сами сконструировали из проволоки и ваты. Накануне праздника ребята предлагали посетителям Пермской государственной художественной галереи смастерить вместе с ними букет для «их женщины».
А так же тьюторантам арт–школы выпал шанс стать участниками мастер–класса по мультипликации Йорга Хермана, немецкого мультипликатора, который приехал в Пермь в рамках программы дней Германии в России. Результатом мастер–класса стали небольшие зарисовки ребят, которые до сих пор их вдохновляют. Кроме того, мы старались проводить ребятам мастер–классы по тайм – менеджменту, развивать чувство ответственности и навыки самоорганизации. Посредством аудиторных занятий мы сразу прорабатывали несколько тьюторских технологий – проектная деятельность, методика личного примера, методики целеполагания и самоорганизации.
Стоит отметить, что перед стартом самой школы, совместно с краевой школой дизайна был организован мастер-класс известных российских дизайнеров Э. Кагарова и В. Чайки, где были собраны материалы для первого занятия по дизайн - мышлению. Второе занятие по образовательной картографии знакомило школьников с арт-пространством города Перми и помогало им определиться в отношении направления работы в рамках внеаудиторного формата. Образовательная картография является одной из технологий тьюторского сопровождения, которая помогает увидеть все возможные ресурсы, выбрать из них необходимые и выстроить индивидуальную траекторию работы для каждого школьника, учесть личный запрос интересов ребенка.
Итак, по завершении образовательной картографии, тьюторы помогли школьникам разделилиться на следующие направления - театральное, музейное, дизайн, фотография. У каждого направления был свой тьютор-студент, который помогал школьникам ориентироваться в арт-пространстве выбранного направления и, исходя из их интереса, помочь выстроить образовательный маршрут внеаудиторных занятий. Главной целью этих путешествий было не только ознакомление со своим направлением арт-среды, но и подготовка проекта, направленного на решение проблемы в сфере культуры и искусства. Своеобразная методика погружения, вживания в среду и осознание проблематики и того, что ты сам можешь сделать, чтобы решить эту проблему и частично «поуправлять» этой средой.
Тьюторанты – театралы посещали, как профессиональные спектакли, так и любительские, общались с актерами разного масштаба, обращались как классическим спектаклям, так и не традиционным. Конечно, тьюторантов сильно привлекали экскурсии в театральные закулисья и диалоги с актерами и режиссерами. По итогам посещения каждого мероприятия школьники писали отзывы, а в конце курса, они анализировали свои же отзывы и решали, какое направление им понравилось больше всего, почему, и т.д. Кроме того, тьюторантам удалось поучаствовать в театральном флеш – мобе.
Тьюторанты – музейщики составили себе нестандартный маршрут. Они начали с Пермской художественной галереи и выставок, которые наименее популярны среди школьников, а затем перешли к самым популярным. В итоге они пришли к выводу, что все выставки по-своему хороши, а на их популярность можно влиять качеством рекламы.
Тьюторанты, которые были увлечены дизайном, начали свой маршрут с пробега по городу Перми, различая на его улицах дизайнерские решения. Так как дизайн смежная область знания, то в их путешествия входили совершенно разные места, люди, объекты, книги.
Фотография, как направление, было представлено как выставками, так и встречами с практикующими фотографами. Тьюторанты отметили, что для фотографа необходимо не только мастерство, но и умение преподносить свои работы и понимать людей, их идею и стараться передать это через снимок.
В ходе работы тьюторанты и тьюторы постоянно взаимодействовали между собой и посещали мероприятия все вместе. Например, лекции о значении искусства, методики интерпретации современного искусства, дискуссии на тему личности в искусстве. А так же неким синтезом всех видов деятельности стал путеводитель по трем китам пермских музеев – пермская государственная художественная галерея, музей современного искусства и краеведческий музей. Эти путеводители были созданы в рамках программы «На старт! Внимание! В музей!». В них тьюторантыи тьюторы оценили и идею, и оформление, и само путешествие, в которое их погружает этот путеводитель. Помимо этого, мы приглашали тьюторантов посещать культурно – образовательные мероприятия Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, для того чтобы они могли в живую увидеть, как работает локальное самоуправление, примеры творческих номеров и способы взаимодействия искусств.
Школа арт–менеджмента «SAM» оказалась интересным опытом сопровождения школьников 8 – 11 классов в сферу культуры и искусства. У тьюторантов появилась возможность развить свои знания и умения в рамках выбранного ими направления, попробовать свои силы в роли проектировщиков социокультурной среды. Результатом тьюторского сопровождения стали проекты, которые старшеклассники представили на конкурсе проектов «SAM». Необходимо отметить, что два проекта из десяти были реализованы, несколько учащихся поменяли школу, выбрав то учреждение, где есть профиль в сфере искусства, определились со своим профессиональным выбором.
При работе с тьюторантами студенты-тьюторы в практической деятельности осваивали различные тьюторские технологии, такие как образовательная картография (помощь в поиске ресурсов и составление собственной карты развития), тренинги, мастер – классы, общение с успешными людьми, создание ситуаций успеха, творческие встречи, проектировочные семинары. Все эти технологии были составными частями как аудиторных, так и внеаудиторных занятий, которые тьюторы и тьюторанты проходили вместе.
Хочется отметить, что построение траекторий индивидуальных маршрутов в рамках арт-школы было бы невозможно без социального партнерства. Музеи, театры, выставочные залы, киносалоны стали площадкой для проектной деятельности школьников.
Тьюторы-студенты также осваивали новый опыт и профессиональные возможности по сопровождению в сфере культуры и искусства. Они должны были постоянно отслеживать последние новости в сфере культуры, выстраивать свой график в зависимости от событий и даже погодных условий, совмещать учебу и работу в арт–школе. Важными качествами личности тьютора были отмечены такие, как мобильность, эмпатия, умение выстраивать диалог.
В завершении нужно отметить, что в рефлексивных картах все тьюторанты отметили, что стали чувствовать себя более уверенно, легче общаться с различной аудиторией, научились ориентироваться в культурном пространстве Перми. Анкеты тьюторантов показали рост уверенности в себе, перспективах своего развития.
Для нас, студентов-тьюторов, школа арт-менеджмента также стала важной площадкой профессионального самоопределения в сфере образования и культуры. Когда работаешь со школьниками, чувствуешь личную ответственность за их понимание происходящего, за их выбор. Необходимо рефлексировать их деятельность, а потом еще и свою. Кроме того, сам тьютор, проходя тот же путь, что и школьник, так же повышает свой уровень профессионального знания. Тьюторская поддержка – это психолого-педагогическая работа, которая по силам не каждому, требует постоянного внимания и собственного желания.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.