logo search
ChOKS_2014

Психологические модели террористической деятельности

К.С. Михайлова

Уфимский юридический институт МВД РФ

Научный руководитель: Бикчинтаева Л.Г., к.пс.н., доцент

Терроризм уже давно перестал быть проблемой какого-то одного, конкретного государства, он стал глобальной проблемой человечества. В настоящее время проблема терроризма изучается с различных сторон. Психологов интересуют не столько правовые или этические, сколько психологические, личностные и социально-психологические аспекты этой проблемы. Описывая мотивацию террористической деятельности, Д. В. Ольшанский выделяет семь личностных типов мотивов: 1. Меркантильные мотивы. Для определенного числа людей занятие террором – это способ заработать деньги. 2. Идеологические мотивы. Такой мотив возникает как результат вступления человека в некую общность, имеющую идейно-политическую направленность. 3. Мотивы преобразования и активного изменения мира. Эти мотивы связаны с переживанием несправедливости в существующем устройстве мира и желанием его преобразования на основе субъективного понимания справедливости. Террористические организации могут дать молодым людям «возможность стать героем, – пишет К. Л. Оотс в исследовании, посвященном психологическим мотивам терроризма, – стимулом может стать атмосфера приключений и авантюр. Молодые террористы получают также удовлетворение от веры, что способствуют важному делу. В некоторых случаях даже возможность умереть и стать мучеником может быть мощным психологическим стимулом». [4]. 4. Мотив власти над людьми. Через насилие террорист утверждает себя и свою личность. Вселяя страх в людей, он укрепляет свою власть. «Насилие, – пишет французский исследователь Р. Соле, – имеет для некоторых террористов самодовлеющую ценность. Разрушение – революционный акт, стрельба – способ самоутверждения, и более того, придания себе подлинности». 5. Мотив интереса и привлекательности террора как сферы деятельности. Террористов может привлекать связанный с террором риск, разработка планов, специфика осуществления террористических актов. 6. Товарищеские мотивы эмоциональной привязанности в террористической группе. Такими мотивами могут быть: мотив мести за погибших товарищей, мотивы традиционного участия в терроре, потому что им занимался кто-то из родственников. По мнению Д. Поуста, для индивидов, страдающих дефицитом самоуважения и с недостаточно развитой личностью, слияние с группой имеет фундаментальное значение. Групповой этнос становится для них системой нормативных стандартов и ценностей. 7. Мотив самореализации. Это парадоксальный мотив. С одной стороны, самореализация – удел сильных духом людей. С другой стороны, подобная самореализация – признание ограниченности возможностей, констатация несостоятельности человека, не находящего иных способов воздействия на мир, кроме насилия. [2, c. 288].

Идейные мотивы могут быть социально-политическими, националистическо-сепаратистскими и религиозными. В 1980-е годы среди советских мусульман начинает распространяться такое религиозно-политическое движение ислама как ваххабизм. Основной его идеей является ведение войны с неверными, а также с богатыми людьми, т.е. людьми, живущими в роскоши. Для того чтобы люди шли на смерть, т.е. становились террористами-смертниками, ваххабиты внушают им, что после смерти будет рай и что там у них будет все чего они хотят.

Личностные черты, которыми обладают террористы, во много сходны с теми, которые свойственны приверженцам религиозных культов. Так, для большинства религиозных культов характерен образ общего врага, которого можно обвинить во всех внутренних проблемах религиозной организации. Таким врагом может быть Сатана, правительство, другие конфессии. Например, исламские террористы поддерживают боевой дух бойцов, указывая на угрозу со стороны «порождения Сатаны» - США. В террористических организациях обычно велик процент агрессивных параноиков. Их члены склонны к экстернализации – возложению ответственности за неудачи на обстоятельства и поиск внешних факторов для объяснения собственной неадекватности. Членами террористических организаций обычно становятся выходцы из неполных семей, люди, которые по тем или иным причинам, испытали трудности в рамках существующих общественных структур (школа, семья, работа).

Э. Шоу считает, что террористами становятся выходцы из группы риска, которые с детства испытывают проблемы с самооценкой. Важную роль также играют личные связи с террористическими организациями. Включаясь в такие группы, человек обретает ощущение силы и собственной значимости. Любое нападение на группу воспринимается как нападение на себя лично. Террорист не может порвать с группой – это равносильно психологическому самоубийству.

С.Рощин выделяет три психологические модели личности террориста. 1) Психопат-фанатик. Это человек, который искренне считает, что его действия полезны для общества. 2) Фрустрирующая личность. Переживание человеком фрустрации, обусловленной препятствием на пути достижения каких-либо жизненных целей, вызывает агрессивные импульсы, изначально имеющие оправдание. 3) Человек из ущербной семьи. Жестокое обращение родителей с детьми, его социальная изоляция, дефицит добрых отношений может привести к формированию озлобленной личности с антисоциальными наклонностями. При определенных условиях такие люди могут стать инструментами террористической организации. Так, Софья Перовская, активист «Народной воли», ушла из дома в юности из-за разрыва с отцом. Известный палестинский террорист Абу Нидаль в десять лет остался без матери. Усама Бен Ладен потерял отца в 14 лет. Душевное неблагополучие и одиночество в детстве формируют нечувствительность к страданиям других людей, а также неосознанное стремление причинить им вред. Унижения, душевные раны, перенесенные в детстве, заставляют индивида искать повсюду вокруг себя лиц, «виновных» в пережитых страданиях, либо – это очень важно – чем-то похожих на них. Ущербность порождается и социально-экономическими факторами.

Таким образом, в XX веке впервые в истории человечества терроризм стал одной из глобальных проблем. В связи с этим возникает необходимость детального изучения данного явления. Прежде всего, необходимо понимание мотивов участия в террористической деятельности. Все мотивы террористов имеют конечной целью дестабилизацию социально – или этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций, которые. Согласно их политической философии, могут вести к изменению мира, к реализации их мессианских проектов, к торжеству «высшей справедливости». Большинство исследователей сходятся во мнении, что личность террориста отличает психологическая ущербность, дефицит чего-либо в жизни, корни которого прослеживаются с самого детства. Соответственно, одной из главных составляющих профилактики терроризма и вовлечения в террористическую деятельность всё большего количества молодых людей является гармонизация, прежде всего семейных отношений.

Список используемой литературы:

  1. Ениколопов, С.Н. Терроризм и агрессивное поведение [Текст] /С.Н. Еникополов/ / Национальный психологический журнал – Москва: МГУ им.Ломоносова, 2006. - №1. – С. 28-32.

  2. Ольшанский, Д.В. Психология терроризма. [Текст] / Д.В. Ольшанский. – СПб.:2001.– 288 с.

  3. Антонян, Ю.М. Природа этнорелигиозного конфликта [Текст]/ Ю.М. Антонян. – Спб.: Аспект Пресс, 2008.– 156 с.

  4. Чурков, Б.Г. Мотивационные и идейные основы современного терроризма. [Электронный ресурс] / Б.Г. Чурков. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/terror10.htm

  5. Рощин, С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня [Текст] / С.К. Рощин // Психологический журнал. – Омск: ОмГУ, 1990 – Т.11. №5. – С.30.