logo search
ChOKS_2014

Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков

Л. М. Миндубаева

Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета

Научный руководитель: Мокшина Н.Г., к. п. н., доцент

В современном обществе проблема агрессивности в поведении подростков является одной из самых злободневных проблем. Оно привлекает к себе внимание педагогов, психологов, социальных педагогов, социологов, которые ищут способы решения проблемы в процессе профилактики агрессивного поведения.

В «Словаре по социальной педагогике» агрессия определяется как поведение, которое связано с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или угрозы таковой [2, c. 4].

Проявление агрессивности в поведении подростков мы можем наблюдать каждый день и буквально везде. Она является неотъемлемой чертой современного общества.

Для того чтобы выработать пути решения данной социальной проблемы, сперва нужно понять почему и под влиянием каких факторов возникает данный тип поведения у подростков. Следуя отсюда можно выделить несколько основных факторов, от которых зависит формирование агрессивного поведения:

1) макросреда - образовательные и дополнительные учреждения, в которых ребенок проводит много времени (спортивные, художественные и общеобразовательные школы и т.д.);

2)ближайшее окружение подростка - семья, группы друзей, одноклассников;

3)традиции культуры, средства массовой информации, кино и телевидение [3, c.142].

Также возникновение агрессивного поведения подростков может обуславливаться особенностями среды или ситуации обитания, параметрами физической среды (жара, шум, теснота и т.д.).

Один из способов борьбы с феноменом агрессии в поведении подростков - это ее предупреждение и социально-психологическая профилактика.

Социально-психологическая профилактика - это система мероприятий, которые направлены на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, включающая в себя разработку и реализацию профилактических программ [1, с. 55 - 61].

В процессе профилактики очень важно:

1) изучить причины формирования агрессивного поведения подростков;

2) использовать методы, которые направлены на профилактику агрессивного поведения подростков. Сюда мы можем отнести метод дискуссии (при помощи обсуждения можно обсудить и разрешить многие спорные вопросы, принять общее соглашение), метод игровых упражнений (для снижения напряжения и раздражительности, которые происходят на фоне гормональных изменений), метод интерактивных игр ( переживание и обыгрывание агрессии и ситуаций), метод арт-терапии (способ выражения подростками своей агрессии без причинения вреда кому то);

3) привлечение различных специалистов (классный руководитель, социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних).

Таким образом, проблема социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков является на сегодняшний день одной из важнейших, а разработка системы социально-психологической профилактики подростковой агрессии — актуальной задачей педагогической и психологической теории и практики.

Список используемой литературы:

  1. Воробьева, К.А. Профилактика агрессивности в подростковой среде / К.А. Воробьева // Воспитание школьников. - №6. - С. 55 - 61.

  2. Мардахаев, Л.В.Словарь по социальной педагогике. Учеб. пособие для студ. ВУЗов / Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

  3. Пстрог, Д. Насилие и агрессия как общественные явления, возникающие в школьной среде / Д. Пстрог //Ярославский педагогический вестник. - 2006. - №4. - С. 141-149.