logo search
ChOKS_2014

Проблема психологического воздействия сми на подростков

Е.Д.Макиша

Башкирский государственный педагогический университет

им.М. Акмуллы

Научный руководитель: д-р филол. наук, проф. Т.Л.Селитрина

Проблема психологического воздействия СМИ - одна из наиболее актуальных и интригующих на сегодняшний день. Безусловно, вопрос о возможностях и силе влияния СМИ остается открытым. Сами возможности воздействия различны, и особенности восприятия индивидуальны. Как бы там ни было, но тот факт, что СМИ в той или иной мере все-таки способны влиять на психику человека - бесспорен. Сегодня масс-медиа - это не только «магическое окно», через которое мы смотрим на мир, но и «дверь», через которую идеи проникают в наше сознание.[2, с. 55]

В своей статье «Телевидение, как инструмент государственной политики» С.Г.Азарян говорит что «формирование массового сознания – одна из главных социальных функций телевидения, так как именно оно получает возможность управления и контроля. Принято считать, что телевидение приобретает статус четвертой власти, которая в условиях глобализации, экономики и культуры оказывает влияние на все общество и происходит ненавязчиво и незаметно». [1, с. 20]

Огромное влияние на процесс социализации молодого человека оказывают средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, театр, кино, Интернет), с помощью которых осуществляется распространение информации, знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм на молодёжные аудитории. На мой взгляд, сегодня молодёжная журналистика - самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему. С ее помощью юная аудитория познает мир. Социальные, нравственные качества молодёжи формируются по образу и подобию того, что они слышат и видят, сознают и переживают, погружаясь в конкретную социально-культурную среду, просматривая ту или иную передачу.

Однако, ежедневно помимо хорошей информации, мы сталкиваемся с огромным потоком массовой пропаганды, впитывая далеко не гуманную информацию. По большей части эта негативная информация зомбируют личность, вырабатывают конкретные отрицательные установки и не развивает у нее позитивного мышления, что впоследствии влияет на комплекс действий и поступков отдельных индивидов. Как правило, это насилие, криминал, убийства, основанные на негативных эмоциях. Конечно, это преимущественно зарубежная продукция, но молодые люди в большинстве случаев предпочитают именно её.

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации является результатом закрепления и развития конституционных норм, декларирующих модель демократического государства, которую выработали на протяжении исторического развития социально-политической практикой, как России, так и зарубежных стран. Сфера деятельности средств массовой информации регулируется такими нормативно-правовыми актами как:

- Декларация руководящих принципов по использованию вещания через спутники для свободного распространения информации, развития образования и расширения культурных обменов;

- Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека, в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне;

- Европейская конвенция о трансграничном телевидении;

- Европейская конвенция об охране аудиовизуального наследия.

Все нормативно-правовые акты действуют на территории Российской федерации. Основным Федеральным законом (далее ФЗ) является ФЗ «О средствах массовой информации». В соответствие со статьёй №5 «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.[3]

Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Зачастую положения, прописанные в статье 5 ФЗ о «О средствах массовой информации» не исполняются на большинстве центральных каналов. В прайм-тайм здесь можно увидеть «Криминальный спектр», «Дежурную часть», а также криминальные сериалы, и т.д.

Телевидение, избрав своей основной функцией участие в рыночных отношениях, завоевав аудиторию и оказывая психологическое воздействия на нее, с помощью «массовой культуры» информирует, политизирует, криминализирует общество и так, формируя общественное мнение, создаёт культурные ценности. Это находит подтверждение при анализе большинства программ. Телевизионная продукция должным образом не просвещает и не обучает население, так как создатели и отправители, участвующие в этом процессе, не несут ответственности за качественный результат своего действия - практические поступки людей и отношение к этим поступкам сограждан.

В некоторых телевизионных программах сцен насилия в четыре раза больше чем сцен с добрыми намерениями. Телеэкран внедряет в сознание людей стандартные иллюзии, которые лишены добрых намерений, оказывает в большинстве случаев неблагоприятный психологический эффект. Независимо от своего содержания, передачи оказывают гипнотическое действие, вводя в изменённое состояние психику.

Таким образом, СМИ стали частью системы социализации подрастающего поколения и взрослых; они играют важнейшую роль в формировании общественного мнения, оценок людей и событий и задают массам некие стандарты жизни и сознания. Молодежь – это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Влияние СМИ на формирование человека очень большое, и необходимо бороться с этой проблемой. Её нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интелеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.  

Список используемой литературы:

  1. Азарян С.Г. Телевидение как инструмент государственной культурной политики [Текст] / С.Г. Азарян // Теория и практика общественного развития: науч. журн. / Ин-т социологии РАН. - 2010. - № 4. - С. 250.

  2. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций [Текст] / Р. Харрис - Спб.: прайм-Еврознак, 2003. - 448 с.

Электронные ресурсы:

3. Федеральный Закон «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/1991/12/27/smi-zakon.html