logo search
ChOKS_2014

Педагогический аспект социально-культурной деятельности

Ю.А. Халимова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Бенин В.Л., д.п.н., профессор

Социально – культурная деятельность – это интегративная многофункциональная сфера деятельности. Ее целью является организация рационального и содержа­тельного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, а также создание условий для самореализации и самосовершенствования каждой отдельно взятой личности. [3, с. 5]

Социально – культурная деятельность носит не только развлекательный характер, но и направлена на обогащение знаний человека в различных областях. Таким образом, социально – культурная деятельность имеет педагогический аспект. Он заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно– воспитательных задач:

• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;

• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;

• создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения. [3, с. 9]

Поскольку социально– культурная деятельность представляет собой особого рода воспитательную деятельность, то и технологии социально– культурной деятельности направлены на развитие личности, включение ее в культурно– ценностные социально– значимые отношения как главный смысл воспитания. [5, с. 8]

Технологии социально– культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым условиям социально– культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности. [5, с. 8]

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников уточняют понятие «технология социально– культурной деятельности», характеризуя ее как совокупность общей, функциональной и социально– дифференцированных методик, постоянно пополняющихся за счет исторического и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта, досуга народами множества стран и континентов [3, с. 5].

А.Д. Жарков рассматривает технологию на основе анализа составляющих культурно– досуговой деятельности, выделяя «организацию» и «методику». По мнению А.Д. Жаркова, организация и методика наиболее полно характеризуют производное понятие технологии как профессиональной деятельности, направленной на объекты (посетителя учреждения культуры и домашнего участника) и обусловленной влиянием социально– экономических и культурных факторов. Понятие «технология культурно– досуговой деятельности», по мнению А.Д. Жаркова, идентично понятию «педагогическая технология» и представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм, взаимодействием с педагогической технологией, основанным на взаимопроникновении их друг в друга [2, с. 7].

Однако технология объединяет средства, формы, методы не только с определенной целью, но и в определенной последовательности, логике, что возможно при научно– объективном прогнозе, выраженном в определенном проекте, программе, на реализацию которых и направлена система форм, средств, методов. [1, с. 16]

По мнению Г.Н. Новиковой, социально– культурные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгоритмических организационно– управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и методологи­ческих средств, направленных на достижение планируемых результатов [4, с. 5].

По определению Е.И. Григорьевой, «Технология — это средства, формы и методы социально– культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания» [1, с. 16].

Данное определение вбирает в себя понимание социально– культурной деятельности как совокупности педагогических технологий, вбирающих весь комплекс процессуальной деятельности от замысла до осуществления. В нем отражено понимание системности и последовательности технологических процессов, включающих важнейшие алгоритмы действий от разработки концеп­туальной основы предполагаемого социокультурного проекта через диагностику прогноз четкое формулирование целей и задач отбор форм, методов, средств — условий организацию и управление, способ­ствующих достижению прогнозируемого результата с конкретным субъектом в конкретной среде. [4, с. 6]

К основным видам технологий социально– культурной деятельности относятся: культуроохранные, культуротворческие, рекреативные, образовательные, социозащитные, управленческие, исследовательские, проектные, информационные, коммуникативные, этнокультурные, альтернативные (инновационные) и другие технологии. [2, с. 17]

Следовательно, социально– культурная деятельность – воспитательная деятельность; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действительность. [3, с. 4]

Список используемой литературы:

  1. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности [Текст]: учебное пособие / Е. И. Григорьевой. — Тамбов: Першина, 2004. — 512 с.

  2. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : МГУКИ, 2002. — 288 с.

  3. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: история, теорети­ческие основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии [Текст] / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — М., МГУКИ, 2001. — 136 с.

  4. Новикова Г. Н. Социально-культурные технологии как система управления социокультурной деятельность [Текст] // Технологические основы социально-культурной деятельности. — М.: МГУКИ, 2004. — 176 с.

  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. [Текст]: учебное пособие / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.