Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
А.Ю. Черняева
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова
Научный руководитель: Лауткина С.В., к.п.н., доцент
Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста и младшего школьного является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: "Откуда все взялось?", "Зачем люди живут?".
В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода.
В целом же для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста характерны общительность и потребность в дружбе [1, с. 212].
Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.
Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей от 5.5 до 8 лет [2, с. 7]. Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этот период закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.
Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств [3].
При проведении психодиагностических мероприятий мы опирались на сравнительный анализ результатов исследования детей имеющих диагноз задержка психического развития и детей, имеющих норму в развитии, в условиях материнской депривации и воспитывающихся в семьях.
Организационные базы исследования: ГУО «Детский дом города Витебска»; ГУО «Специальный детский сад № 64 г. Витебска»; ГУО «Ясли-сад №96 г. Витебска».
В эмпирическом исследовании приняли участие 48 детей в возрасте от 6 до 8 лет: 12 детей, имеющих диагноз «Трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития (ЗПР)», находящихся в учреждении закрытого типа (экспериментальная группа — ЭГ); 12 детей, имеющих нормальное психофизическое развитие, находящихся в учреждении закрытого типа (контрольная группа — КГ); 12 детей, имеющих диагноз «Трудности в обучении, обусловленные ЗПР» (экспериментальная группа — ЭГ2); 12 детей, имеющих нормальное психофизическое развитие (контрольная группа — КГ2).
Для изучения эмоциональной сферы детей, с трудностями в обучении, находящихся в условиях материнской депривации нами использовалась графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» (приложение).
Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности [4, с. 134].
Качественный и количественный анализ проведенного исследования по графической методике «Кактус» позволили сделать некоторые выводы.
Так для начала рассмотрим результаты ЭГ и КГ, детей находящихся в условиях учреждения закрытого типа (детский дом). Почти всем детям присуще чувство агрессии. У детей, находящихся в условиях материнской депривации, независимо от психофизического развития слабо развито стремление к одиночеству. Дети обеих групп эгоцентричны – 100%. «Открытых» детей (экстравертов) – 20%. Интровертов, то есть ведомых детей – 100% и 80%. Детей, стремящихся к домашней защите, у которых присутствует чувство семейной общности – 90%. Это обусловлено условиями проживания и воспитания испытуемых. Детей, испытывающих эмоциональный дискомфорт и напряжение – 90% и 50%, детей, проявляющих демонстративность в своем поведении, соответственно 12% и 45%. По нашим наблюдениям, дети с трудностями в обучении, находящиеся в условиях материнской депривации, более застенчивы, малообщительны, чем их сверстники с нормальным психофизическим развитием.
Сравнивая состояния эмоциональной сферы детей ЭГ и КГ (таблица 1), можно сделать вывод о том, что дети ЭГ более импульсивные, не уверенные в себе, зависимые от окружающих. Они менее открыты, тревожны, однако более оптимистичны, чем сверстники КГ.
Таблица 1 – Результаты состояния эмоциональной сферы детей ЭГ и КГ (%)
№ | Критерии анализа | КГ | ЭГ |
1 | Агрессия | 90 | 90 |
2 | Импульсивность | 20 | 60 |
3 | Эгоцентризм | 100 | 100 |
4 | Зависимость, неуверенность | - | 10 |
5 | Демонстративность, открытость | 45 | 12 |
6 | Скрытность, осторожность | 12 | - |
7 | Оптимизм | 50 | 90 |
8 | Тревога | 50 | 90 |
9 | Женственность | 40 | 20 |
10 | Экстровертированность | 20 | - |
11 | Интровертированность | 80 | 100 |
12 | Стремление к домашней защите | 90 | 90 |
13 | Стремление к одиночеству | 10 | 10 |
Рассмотрим результаты ЭГ2 и КГ2, детей находящихся в условиях общеобразовательного учреждения (таблица 2).
Таблица 2 – Результаты состояния эмоциональной сферы детей ЭГ2 и КГ2 (%)
№ | Критерии анализа | ЭГ2 | КГ2 |
1 | Агрессия | 60 | 40 |
2 | Импульсивность | 60 | 10 |
3 | Эгоцентризм | 70 | 60 |
4 | Зависимость, неуверенность | - | - |
5 | Демонстративность, открытость | 40 | 70 |
6 | Скрытность, осторожность | - | 25 |
7 | Оптимизм | 95 | 95 |
8 | Тревога | 40 | 30 |
9 | Женственность | 50 | 60 |
10 | Экстровертированность | 30 | 60 |
11 | Интровертированность | 70 | 40 |
12 | Стремление к домашней защите | 70 | 90 |
13 | Стремление к одиночеству | 30 | 10 |
Чувство агрессии проявляется у детей ЭГ2 в 60% случаев, в КГ – 40%. У детей, находящихся в общеобразовательных учреждениях, меньше развито стремление к одиночеству. Так у детей ЭГ2 наблюдается данное явление только в 30% случаях, в КГ2 – 10%. Эти дети также в большинстве эгоцентричны (ЭГ2 – 70%, КГ2 – 60%.). "Открытых" детей (экстравертов) – 30% и 60%. Интровертов, то есть ведомых, – соответственно 70% и 40%. Детей, стремящихся к домашней защите, у которых присутствует чувство семейной общности, – 70% и 90%. Это обусловлено условиями проживания и воспитания испытуемых. Детей, испытывающих эмоциональный дискомфорт и напряжение – 40% и 30%, детей, проявляющих демонстративность в своем поведении, – 40% и 70%. По нашим наблюдениям, дети с трудностями в обучении, находящиеся в условиях общеобразовательного учреждения, менее общительны, чем их сверстники с нормальным психофизическим развитием.
Таким образом, при сравнении групп ЭГ2 и КГ2, можно утверждать, что дети ЭГ более импульсивны, не уверенны в себе, зависимы от окружающих, менее открыты, тревожны, чем их сверстники из КГ2, что объясняется уровнем развития воспитанников.
Рассмотрим результаты ЭГ и ЭГ2, детей находящихся в условиях учреждения закрытого типа (детский дом) и в семье (таблица 3).
У детей ЭГ в большей степени выражено чувство агрессии – 90%. У детей, находящихся в условиях материнской депривации, слабо развито стремление к одиночеству. Дети ЭГ эгоцентричны – 100%, ЭГ2 – 70%. "Открытых" детей (экстравертов) в ЭГ2 – 30%. Интровертов (ведомых) – 100% и 70%. Детей, стремящихся к домашней защите, у которых присутствует чувство семейной общности – 90% и 70%. Детей, испытывающих эмоциональный дискомфорт и напряжение, – 90% и 40%; детей, проявляющих демонстративность в своем поведении, – 12% и 40%. По наблюдениям, дети с трудностями в обучении, находящиеся в условиях материнской депривации, более застенчивы, малообщительны, более тревожны, неуверенны в себе, чем их сверстники, воспитывающиеся в семьях.
Таблица 3 – Результаты состояния эмоциональной сферы детей ЭГ и ЭГ2 (%)
№ | Критерии анализа | ЭГ | ЭГ2 |
1 | Агрессия | 90 | 60 |
2 | Импульсивность | 60 | 60 |
3 | Эгоцентризм | 100 | 70 |
4 | Зависимость, неуверенность | 10 | - |
5 | Демонстративность, открытость | 12 | 40 |
6 | Скрытность, осторожность | - | - |
7 | Оптимизм | 90 | 95 |
8 | Тревога | 90 | 40 |
9 | Женственность | 20 | 50 |
10 | Экстровертированность | - | 30 |
11 | Интровертированность | 100 | 70 |
12 | Стремление к домашней защите | 90 | 70 |
13 | Стремление к одиночеству | 10 | 30 |
Таким образом, между детьми ЭГ и КГ, а также их сверстниками ЭГ2 и КГ2, существуют множество различий, которые обусловлены задержками психофизического развития. Также эмоционально-личностное развитие старших дошкольников зависит от условий их проживания и воспитания.
Итак, дети с трудностями в обучении замкнуты сами в себе, они не идут открыто на контакт со взрослыми, им тяжело общаться со своими сверстниками, у них нет чувства общности, они бояться совместного общения, демонстрируют агрессию, пытаются привлечь к себе внимание с помощью «плохого» поведения, многие чувствуют эмоциональный дискомфорт и напряжение. Многие из детей с трудностями в обучении находятся в угнетённом состоянии. На вопрос, «Какой кактус: колючий или нет?», в основном отвечают, что кактус колючий и грустный, то есть отождествляют его с собой и своим настроением. В ходе исследования было выявлено, что дети, воспитывающиеся в условиях учреждения закрытого типа, более агрессивны, тревожны, не уверенны в себе, зависимы от мнения и действий других, легко ведомы. Они не стремятся к одиночеству, но хотят домашней защиты.
Список используемой литературы:
Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. – М.: Питер, 2007. – 464 c.
Прихожан, А.М. Психология сиротства [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.–М.: Питер, 2007. – 416 с.
Склярова, Т. В. Развитие личности в условиях депривации [Электронный ресурс] / Т.В. Склярова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hpsy.ru/authors/ – 28.12.2013.
Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи [Текст] / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – СПб:.КАРО, 2004.– 432с.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.