logo search
ChOKS_2014

Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы

А.З. Гафиятуллина

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Цилюгина И.Б., к.п.н., доцент

В последнее время в нашем обществе происходят сложные процессы, связанные с обострением социальной ситуации в стране, которые, так или иначе, отражаются на людях, их физическом, психическом, материально-финансовом благополучии. Особенно остро на эти изменения реагируют дети и подростки. Одним из проявлений реагирования подростков на происходящие изменения являются правонарушения.

Правонарушение - виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами [1, 97].

Анализ развития криминогенной ситуации в Российской Федерации показывает, что число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, в период с 2006 года по настоящее время, обнаруживает плавную тенденцию к снижению (Таблица 1).

Таблица 1

Сведения о числе преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, в Российской Федерации:

Год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Кол-во несовершеннолетних правонарушителей

150264

139099

116090

94720

78022

71910

64270

46181

Анализ ситуации, характеризующей состояние и динамику правонарушений несовершеннолетних, показывает, что данная категория продолжает оставаться криминально активной частью населения. Несмотря на некоторое снижение количественных показателей правонарушений несовершеннолетних, наблюдается рост и усугубление их качественных показателей. Так, отмечается возрастание числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Школа является важнейшим звеном в системе государственных институтов по профилактике правонарушений среди учащихся. К компетенции этого института в рамках профилактики относится: введение и реализация методик, направленных на формирование законопослушного гражданина, проведение комплексных психолого-медико-педагогических обследований для определения необходимых форм обучения и воспитания трудных детей, выявление детей, систематически пропускающих занятия и помощь по получению образования, помощь семьям с низкой педагогической культурой при воспитании и обучении [3, 34].

Рассмотрим формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы.

Формы работы социального педагога школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних рассматриваются в 3-х направлениях: работа с обучающимися, работа с родителями, работа с педагогическим коллективом. Представим их подробнее.

Выделяют следующие формы работ по профилактике правонарушений с обучающимися:

  • занятия с элементами тренинга;

  • конкурсы рисунков, творческих работ, стенгазет;

  • акции;

  • деловые игры;

  • информационные стенды;

  • анкетирование;

  • индивидуальные и групповые беседы;

  • тематические дни;

  • тематические линейки;

  • месячник правовых знаний;

  • вовлечение обучающихся в работу кружков и секций дополнительного образования;

  • встречи с привлечением работников ПДН, КДН и ЗП, органов опеки и других учреждений социума;

  • классные часы;

  • экскурсии;

  • лекции, беседы;

  • информационные часы;

  • занятия социального педагога;

  • строгий контроль посещаемости;

  • правовые игры;

  • просмотр фильмов;

  • обеспечение детей, находящихся в социально-опасном положении бесплатными учебниками;

  • содействие трудоустройству обучающихся в каникулярный период и выпускников после окончания школы.

Формами работы по профилактике правонарушений с родителями являются:

  • родительские собрания (общешкольные, классные);

  • родительский уголок (памятки, рекомендации, буклеты);

  • деловые игры;

  • анкетирование;

  • круглые столы;

  • SMS-информирование;

  • рейды в семьи, находящиеся в социально-опасном положении;

  • привлечение ближайших родственников (при отсутствии должного внимания со стороны родителей) к проблемам воспитания подростков;

  • встречи с работниками ПДН, КДН и ЗП, органов опеки, специалистами центральной районной больницы и других учреждений социума;

  • групповые и индивидуальные консультации родителей;

  • посещение семей с целью обследования материально-бытовых условий;

  • ознакомление с нормативно-правовой базой.

Формы работ по профилактике правонарушений с педагогическим коллективом:

  • педсоветы;

  • тематические заседания МО классных руководителей, семинары;

  • совещания;

  • консультации классных руководителей;

  • методические рекомендации для педагогов по работе с «трудными» детьми;

  • создание методической копилки мероприятий, форм работы и памяток;

  • составление социального паспорта школы;

  • формирование банка данных о детях, семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации и детях, семьях, находящихся в социально-опасном положении;

  • изучение нормативно-правовой базы по профилактике правонарушений [4, 108].

Социальный педагог в своей практической работе широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе. Перечислим некоторые из них: наблюдение, убеждение, внушение, консультирование, беседа и другие.

Сложность работы социального педагога заключается в том, что нравственные привычки большинства несовершеннолетних, с которыми он работает, подчас или не сформированы или же они имеют вредные привычки. Другая трудность в работе с такими подростками – укоренившиеся вредные привычки: курение, распитие алкогольных напитков, сквернословие, агрессивность. В этом случае социальный педагог занимается фактически перевоспитанием несовершеннолетних, приобщением их к нормам и правилам общества.

Список используемой литературы:

  1. Косевич Н.Р. Профилактика преступности несовершеннолетних в малых и средних городах / Н.Р.Косевич. – М.: Сфера, 2003. – 290с.

  2. Лебедев О.Е, Золотухина В.И. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования / О.Е. Лебедев, В.И. Золотухина. – М.: Интеллект-центр, 2003. – 116с.

  3. Смотрова Л.Н., Шацков П.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних : практическое пособие для социальных педагогов, специалистов по социальной работе / Л. Н. Смотрова, П. А. Шацков.— Саратов : Наука, 2007. — 80 с.

  4. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В.Шакурова. – М., 2004. – 360с.

  5. Шептенко П.А, Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога / П.АШептенко, Г.А.Воронина. – М.: Сфера, 2003. – 187с.