Проблемы социализации в современном обществе.
Д. Емелёва
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Научный руководитель: Пояркова Н. Н., к.п.н.
Общество – это система взаимоотношений, в которые вступают люди при взаимодействии друг с другом в своей повседневной жизни. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью и регламентируются различного рода социальными нормами.
Социальные нормы – это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.[1]
В обществе существует множество норм. Это, прежде всего, традиции и обычаи – исторически сложившиеся и принятые в обществе образцы поведения. Так же к социальным нормам можно отнести правовые нормы, моральные, эстетические, политические, а так же религиозные нормы.
Социальные нормы вырабатываются самим обществом или отдельными социальными группами и направлены на осуществление контроля, регуляцию и оценку поведения каждого индивида в отдельности. Это позволяет избежать хауса и создать порядок в каждой ячейки общества. Это даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна. Предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами общества. Но встаёт вопрос, а как обеспечить постоянный порядок в обществе и выполнение, и принятие каждым человеком социальных норм?
С этой задачей справится социализация. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.[2]
Иными словами, человек, проходящий путь социализации находится в постоянном процессе познания, закрепления и творческого освоения правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Социализация необходимый элемент становления личности человека и её развития. Она необходима для стабильного существования общества и удобства существования в нем каждого индивида.
Социализация личности начинается с первых лет жизни человека. Семья, где родился человек, является для него первым источником представлений об обществе, о его ценностях и нормах поведения, является источником первичной социализации. Социализация для ребёнка – это процесс, получения навыков, которые потребуются ему в будущем, для полноценной жизни в обществе.
Уже в детские годы у человека складывается представление о хорошем и плохом, о том, как нужно себя вести и как не нужно этого делать. Человек получает представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Человек делает свои первые шаги в социализации, закладываются основы будущей личности. Поэтому очень важно, что б семья могла дать ребёнку правильные ориентиры в жизни, научить нормам поведения, принятым в обществе и стать достойным примером для подражания.
Таких целей можно добиться при правильном воспитательном процессе ребёнка, в начале в кругу семьи, а затем и в учебном заведении. Учитывая этот факт, существует необходимость повышения педагогической культуры родителей. Родители должны сами иметь правильное представление о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Но они должны не только обладать этими знаниями, но и уметь правильно обучить своего ребёнка.
В этом родителям может помочь как изучение специальной литературы, так и помощь специалистов. Не случайно считается желательным отдавать ребёнка в детский сад. В детском саду ребёнок под присмотром специалистов проходит стадию первичной социализации. Он учиться общаться с другими детьми, со взрослыми. Ребёнок начинает осознавать себя и своё место в различных социальных группах, учится взаимодействовать с другими членами общества. А наличие специалистов – воспитателей и психологов, позволяет корректировать этот процесс, в том случае, если он пошёл не правильно или затормозился.
С течением жизни человека на процесс социализации личности начинает влиять не только семья, но и школа. В школе осуществляется процесс вторичной социализации личности. В условиях учебного заведения дети вынуждены выстраивать своё поведение в соответствии с новыми правилами и действовать в условиях не привычной обстановки.
Изменения, происходящие в процессе вторичной социализации личности, куда меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной. Но, не смотря на это, по мере взросления ребёнка совокупность усваиваемых норм и знаний усложняется. От человека требуется всё больше усилий для усвоения и принятия, новых правил и норм поведения в обществе. Процесс социализации углубляется и совершенствуется. Но не все изменения приобретают характер последовательности и завершенности, что может сказаться не в лучшую сторону на процесс адаптации личности к жизни в обществе.
Огромное влияние на процесс социализации личности оказывают средства массовой информации – это печатные издания, радио и телевидение. Ими осуществляется интенсивное формирование общественного мнения на различные аспекты жизни общества, обрабатывается общественное мнение. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.
В детском возрасте средства массовой информации активно влияют на процесс первичной социализации бедующей личности путём демонстрации детских передач и мультипликационных фильмов. Ребенок, просматривая предлагаемые СМИ передачи, формирует для себя нормы поведения, подражая своим любимым героям и копируя их поведение. Поэтому очень важно для родителей следить за тем, какую информацию ребёнок черпает для себя из средства массовой информации. Желательно, что бы он получал правильные ориентиры и идеалы для будущей жизни, учился добру и вежливости, перенимал только те нормы, которые приняты в обществе. Это необходимо, поскольку в детстве, в процессе первичной социализации, закладывается фундамент бедующей личности.
Становясь более взрослым, и уже пройдя этап первичной социализации, человек сам может выбирать какую информацию, предлагаемую СМИ, ему стоит почерпнуть для себя, а какую нет. Если стадия первичной социализации прошла правильно, то человек, становясь самостоятельным и вступая во взрослую жизнь, сам выбирает для себя правильные ценности и ориентиры.
Но недостаточно просто обладать знаниями о нормах жизни в обществе, их необходимо превратить в убеждения. Без этого невозможно формирования личности человека. Социализация личности напрямую связана с трудовой, общественной, политической и познавательной деятельностью. Собственно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, формируется личность человека. Социализация личности представляет собой специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.
Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику. Это связано с развитием современного общества, с особенностями его социальной структуры и мобильности. Особая роль в нём принадлежит образовательному и воспитательному процессу, а так же приобретению бедующей профессии.
Образование является необходимым условием социализации в любом современном обществе. Знания быстро устраивают, а на смену им приходят всё более новые. Скорость обновления информации в современно мире, возрастает с каждым годом, поэтому человеку приходится учиться практически всю жизнь, пополняя свои знания и постоянно совершенствуя имеющиеся умения и навыки. Успехи современного образования состоит в том, чтобы человек научился самостоятельно добывать новые знания и мог использовать их в новых условиях. Очень важно, насколько человек способен самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, каковы его способности и природные задатки.
Не малую роль в процессах образования и социализации в современном мире стали играть творческие способности человека. Для современной педагогики они уже не кажутся чем-то редким и необычным. Современные подходы в педагогике предполагают, что каждый человек – творческая личность. Дидактика включает опыт творческой деятельности учащегося в процессе обучения как важнейший компонент содержания образования наряду с усвоением знаний, умений и навыков.[3]
Образование как обязательное условие современной социализации связано с многообразием, прежде всего социальных проблем. Проблемы социализации в современном обществе связаны со многими обстоятельствами. К основным обстоятельствам можно отнести:
разрушение системы ценностей общества;
коренным и быстротечные изменения социальной структуры общества;
ослаблением системы социального контроля, как фактора социализации;
слабый контроль над содержанием информации, распространяемой СМИ.
Кроме того, современный процесс социализации требуют максимальной гармонизации черт личности в процессе социального роста и развития. Человеку жизненно важно знать свои достоинства и недостатки, по причине того, что они являются важнейшими условиями его продуктивной жизнедеятельности в современном обществе. Лишь преодолев социальные и личные проблемы человек, может полноценно пройти процесс социализации и стать достойной частью общества. Стать настоящей личностью!
Список используемой литературы:
Толстых А. В. Норма социальная – Статья из словаря «Социальная психология».[Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://slovari.yandex.ru;
Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. – М.: Сов.энциклопедия, 1991. – 768 с.;
Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970;
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.