logo search
ChOKS_2014

Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.

Тимофеева Кристина Алексеевна

Ишмаева Светлана Александровна

ГБОУ СПО РБ

Башкирский республиканский колледж культуры и искусства

Руководитель: Багурина Л.Е. преподаватель высшей категории

2014 год - Год культуры, и это нас, конечно, радует. Наша отрасль из всех бюджетных отраслей самая обделенная вниманием. У нас нет национальных проектов, полноценного закона о культуре, как в образовании и здравоохранении. И, учитывая данную ситуацию, перед учреждениями культуры стоит проблема: как выполнить свое предназначение и удовлетворить возрастающие потребности населения в оказании платных услуг.

Отношения учреждений культуры и населения в настоящее время регулируются в основном платными формами обслуживания. Это вынуждает выполнять социальную миссию, балансируя между коммерческой и творческой деятельностью, порой, не всегда в пользу последней. Социальная миссия учреждений культуры предполагает наиболее полное удовлетворение запросов населения, развитие творческих, физических, интеллектуальных способностей, воспитание моральных качеств, организацию содержательного досуга обслуживаемых масс.

Недостаточное финансирование учреждений культуры заставляет искать дополнительные источники, в частности от тех же платных услуг населению, не заботясь о возможных социальных последствиях. Это приводит к падению престижа и популярности среди населения: сфера культуры в целом и особенно художественная культура, не являются областью коммерции и учреждения культуры не должны в качестве генеральной цели преследовать извлечение прибыли.

Данное положение дел и породило проблему: возможность баланса коммерческой и творческой деятельности в учреждениях культуры. Проблема масштабная, поэтому в рамках данной работы мы поставили конкретную цель: как в условиях финансового дефицита сохранить качественный художественный уровень творческих программ, используя возможности коммерческой деятельности.

Конечно, государственное финансирование обеспечивает большую защищенность учреждений культуры и способствует творческому характеру и общественному смыслу, чем рынок, но теоретически преимущества рыночной системы финансирования таковы:

Для решения обозначенной цели данной работы мы поставили следующие задачи:

  1. Раскрыть понятия «коммерческая деятельность», «творческая деятельность», «учреждение культуры».

  2. Разработать проект малобюджетной программы, тем самым показав альтернативу платным услугам, оказываемых учреждением культуры.

  3. Определить перспективы взаимодействия творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.

Итак, сущность понятий.

Творчество и коммерция - казалось бы абсолютно расхожие понятия, но не в нашем современном мире. Сегодня творческая деятельность является не просто самовыражением человека или созданием чего-то нового, она может выступать и как определенный социальный заказ, а если точнее, как продукт, за который потребителю нужно платить. Чтобы лучше понять, какая связь существует между творческой и коммерческой деятельностью, следует дать этим понятиям определения.

Толковый словарь В.И. Даля определяет коммерцию как «торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы». Иначе говоря, эти понятия предполагают осуществление актов купли-продажи с намерением купить дешевле, а продать дороже. Но не следует ставить коммерцию с предпринимательством на один уровень. Коммерческую деятельность следует рассматривать как вид предпринимательской деятельности.

С развитием рыночных отношений расширяется сфера коммерческой активности. Предметом купли-продажи может быть что угодно: и материальное и духовное, созданное с помощью человеческой фантазии и воображения. Таким образом, рассмотрим то, что является результатом интеллектуальной деятельности человека, а именно – творчество.

Творческой деятельностью называют форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых общественных ценностей. Прелесть творчества в том и состоит, что оно позволяет раскрыть потенциал человека и взглянуть на любой предмет под интересным углом.

Чтобы полнее раскрыть заявленную тему, дадим определение понятия «учреждение культуры». С коммерческой точки зрения учреждение культуры - это место реализации и распространения культурных услуг.

Дав определение всем изложенным выше понятиям, прейдем к поставленному вопросу: каково взаимодействие этих видов деятельности в учреждениях культуры?

Существует три канала финансирования для данных учреждений: прямое бюджетное, косвенное и внебюджетное. Как известно, главным денежным ресурсом является бюджетное финансирование. Эти средства уходят на содержание зданий, оплату коммунальных услуг, заработную плату. Но, к сожалению, этих средств катастрофически не хватает.

Бюджетный дефицит, отсутствие альтернативных (внебюджетных) источников финансовой поддержки некоммерческих учреждений, отсутствие четких приоритетов в развитии культуры и искусства, а также изменение социально-экономических условий жизни обусловливает, что учреждения культуры занимаются коммерческой деятельностью. Конечно, в некоторых предприятиях (учреждениях) практикуют смешанное финансирование, которое предполагает извлечение средств из различных источников, но и его порой бывает недостаточно.

Сегодня все учреждения культуры практикуют коммерческую деятельность.

Список предлагаемых платных услуг довольно разнообразен: прокат костюмов, аренда сцены, помещений, звукоусиливающей аппаратуры, пользование игровыми автоматами, библиотеками, интернет-услугами, мастерскими, оплата за обучение в студиях, кружках, платное посещение концертов, тематических вечеров, вечеров отдыха, дискотек, праздников, выездных мероприятий, аттракционов, фото-, видео-, аудио –обслуживание и другие.

Но прежде чем извлекать доход от платных услуг, нужно изучить интересы и увлечения потенциальной аудитории. Посетитель учреждения культуры дожжен остаться доволен тем, за что заплатил, в противном случае, спрос на предлагаемые услуги будет падать.

Стоит отметить, что оказывая платные услуги, учреждения культуры не стремятся извлечь как можно больше прибыли, они лишь пытаются покрыть собственные расходы. Любые платные формы культурной деятельности не являются предпринимательством, если вырученные средства полностью расходуются на их развитие и совершенствование. Но учитывая, что реально выделяемого бюджета не хватает, то все же приходится использовать доход от услуг, не связанных с культурной деятельностью: торговля покупными товарами, оказание посреднических услуг, долевое участие в создании коммерческих предприятий, приобретение ценных бумаг и получение дохода по ним.

Итак, узнав, каким образом происходит поступление средств в учреждения культуры, мы, наконец, можем перейти к аспектам взаимодействия творческой и коммерческой деятельности в них. Деятельность предприятия культуры в условиях рынка направлена на: производство художественного продукта, способного удовлетворить запросы населения, сохранение и развитие национальных культурных традиций народов, создание и распространение высокохудожественных ценностей. Поэтому следует отметить, что коммерческая деятельность осуществляется не путем вмешательства в художественный процесс, а путем создания условий для его протекания.

Считаем, что одним из универсальных звеньев взаимодействия творческой и коммерческой деятельности являются малобюджетные мероприятия, которые не требуют существенных денежных затрат. Для их осуществления нужна лишь креативная идея, способная заинтересовать людей. В некоторых случаях малобюджетные мероприятия оказываются настолько удачными, что становятся полноценными ежегодными фестивалями. Ярким примером служит День мыльных пузырей в Иркутске, который изначально планировался как разовое мероприятие. По сути, группа людей просто прошла по улицам города, играя на гитаре и пуская мыльные пузыри при помощи тазов и бадминтонных ракеток. В итоге праздник так приглянулся зрителям, что стал проводиться каждый год.

Поэтому мы хотим представить собственный проект малобюджетного мероприятия, приуроченного ко Дню матери.

В любом проекте присутствуют следующие части: творческая (актуальность, цель, задачи, форма, сценарий), психолого-педагогическая (игры, упражнения на объединение группы, определение темперамента участников инициативной группы), организационная (определение сроков проведения, условия участия в мероприятии, план подготовки и проведения), финансово-экономическая (смета, указание источников финансирования, обоснование возможностей прибыли и самоокупаемости), информационно-рекламная (размещение информации и рекламы). Мы рассмотрим только творческую и финансово-экономическую части проекта.

Творческая часть.

Актуальность проекта. На сегодняшний день подобные мероприятия проводятся в закрытых помещениях в виде концертов или тематических вечеров. Мы же хотим перенести это действо на открытую площадку и привлечь внимание публики и спонсоров.

Цель проекта.

Повышение значимости семьи и материнства, обеспечение общественного признания и высокого уважения к женщине-матери;

формирование у детей представления о семейных ценностях.

Задачи проекта:

- дать представление родителям о творческих возможностях своих детей;

- способствовать созданию позитивного психологического климата в семье;

- выработать у молодого поколения уважительного отношение к женщине-матери.

Форма мероприятия:

Праздничное гуляние с играми, викторинами, концертной программой, сувенирными лавками, мастер классами, онлайн - поздравлениями от гостей, проецирующееся на установленный экран.

Финансово-экономическая часть проекта.

Смета

на проведение праздничной программы посвященной Дню матери

Источники финансирования:

1.Спонсорская помощь-2000руб.

2.Доход от платных услуг-1000руб.

3.Доход от продажи сувенирной продукции-500руб.

Итого: 3500руб.

Расходы:

1.Аренда ростовых кукол(Красная шапочка, Медведь)-500р.х 2=1000руб.

2. Аренда видео проектора с экраном-2000руб.

3.Шарики гелиевые-25р.х 20=500руб.

Итого: 3500руб.

Доход: 0 руб.

Данный расчет показал равновесие коммерческой и творческой составляющих в изложенном проекте.

Таким образом, в данной работе сделана попытка исследования взаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений культуры в современных условиях. Предложенная идея проекта показала пути реализации творческого потенциала в условиях дефицита бюджета и наметила ориентиры дальнейшей разработки темы.

Каковы же перспективы взаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений культуры?

  1. Четкая пропорция в творческой и коммерческой деятельности, единство экономических и содержательных оснований.

  2. Использование целевых культурно-досуговых программ, ориентированных на определенную аудиторию. Это сближает экономические и внеэкономические аспекты деятельности.

  3. Разработка бизнес-плана как инструмента оптимального совмещения творческой и коммерческой деятельности.

Эти позиции возможны, если будет проработана вся цепочка «цель -

форма – метод - средства интеллектуально-эмоционального воздействия- финансовые средства – организационно-педагогические условия -результат».

Таким образом, креативная идея, воплощенная в качественный культурный продукт, позволит удовлетворить запросы населения, следуя реализации социальной миссии учреждений культуры, направленной на развитие творческих, физических, интеллектуальных способностей, воспитание моральных качеств, организацию содержательного досуга, создание и распространение высокохудожественных ценностей, а коммерческая деятельность лишь создаст условия для протекания данного процесса. Только таким образом, мы считаем, должно происходить взаимодействие творческой и коммерческой деятельности в учреждениях культуры в современных условиях.