logo search
ChOKS_2014

Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема

А.И. Демидченкова

Курский государственный университет

Научный руководитель: Юрченко И.В., к. п. н., доцент

Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от социальных и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции [2 с. 67].

Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни, прежде всего, это относится к подросткам. Проблема деструктивного поведения подростков – одна из центральных психолого-педагогических проблем современной науки.

Подростковый возраст - самый сложный период в жизни человека. В самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Появляется подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Их психические особенности, связанные с попыткой социализации и вхождением во взаимодействия с группой сверстников часто становятся причиной острого реагирования на незначительные проблемы, что приводит их в состояние подавленности, депрессии, формирует недовольство жизнью. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки, которые часто могут переходить в крайности. Одной из таких форм проявления нестабильности является деструктивное поведение [3 с. 123].

Деструктивное поведение - действия (словесные или практические), направленные на разрушение внешнего и внутреннего мира личности. Одним из видов деструктивного поведения является суицидальное поведение. Суицидальное поведение – любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни [1 с. 126]. К суицидальным проявлениям относят суицидальные мысли, намеки и высказывания, не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Решающее значение для воспитания подрастающей личности имеет окружающая его социальная среда. Особенно важно влияние малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми: семья, одноклассники, школа. Причиной деструктивного поведения подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье. Подростков к подобному виду поведения подталкивает преобладающий давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, все что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. Если в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от деструктивного поведения. Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе).

Отношения со сверстниками также являются весьма значимым фактором деструктивного поведения подростков. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь [4 с. 89].

Деструктивное поведение, как правило, начинается с желания почувствовать себя более комфортно. Это своеобразная защитная реакция. Если дети, попавшие в сложную ситуацию, получают заботливую поддержку и помощь, то у них вырабатываются грамотные защитные механизмы. С возрастом они разовьют в себе такие качества, как гибкость, уверенность в себе и энергичность. С помощью таких качеств им легче преодолевать жизненные трудности.

Деструктивное поведение можно сравнить с непроизвольной реакцией на внешнее раздражение. Программа, направленная на организацию психопрофилактической работы с подростками с деструктивным поведением, их родителями, педагогами поможет предотвратить подобные действия. Она позволит поступать осознанно, а не импульсивно и скоропалительно, выбирать наилучшие действия.

Программа по профилактике деструктивное поведение может проводиться в рамках психологической службы школ и включать в себя несколько направлений: 1) лекционно-ознакомительные занятия для подростков, их родителей и педагогов; 2) тренинговые занятия для подростков; 3) индивидуальное консультирование подростков и родителей.

Рассмотрим их подробнее.

1. Оздоровление психосоциальной среды развития подростка, начинающееся с профилактической работы с родителями и педагогами. Она включает в себя психопросветительские лекции, семинары, круглые столы, тренинговые занятия, специализированную помощь (родителям - в плане коррекции воспитательских установок, нарушений в семейном общении; педагогам - относительно проблем профессионального, личностного порядка, предупреждения психоэмоциональных перегрузок).

2. Проведение групповых социотренингов, направленных на снятие синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции неадекватной самооценки, низкого социального статуса и других нарушений взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Практика показывает, что экзаменационные ситуации нередко являются причиной невротических срывов у подростков, а в исключительных случаях и суицидальных попыток. Для преодоления негативных последствий так называемого «экзаменационного» стресса требуется осуществление превентивных мер по повышению стрессоустойчивости школьников, к числу которых относится, в частности, обучение их рациональным способам снятия психоэмоционального напряжения в проблемных ситуациях.

3. Также для подростков могут проводиться мини-лекции и дискуссии в рамках психологического клуба и оказываться индивидуальная консультативная помощь по запросу.

Формы работы в данной программе, в сочетании с индивидуализированными программами аутотренинга, аутогенных тренировок, суггестивных программ по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, могут, на наш взгляд, оказать эффективную помощь в профилактике деструктивного поведения подростков. А также основа для реализации индивидуального подхода и решения другой актуальнейшей психопрофилактической задачи – обеспечения своевременного выявления нервно-психических, психосоматических нарушений, дефектов интеллектуального и личностного развития школьников.

Актуальность профилактики  деструктивных форм поведения детей и подростков обусловлена тем, что с каждым годом возрастает численность таких несовершеннолетних, в социуме происходит неуклонный рост подростковой девиации, возникают все более разнообразные и усложняющиеся формы её проявлений, усиливаются негативные последствия асоциального поведения как для самих подростков, так и всего общества.

Список используемой литературы:

1. Зотов М. В. Суицидальное поведение, механизмы развития, диагностика, коррекция. М – 2006. – 126с.

2. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина М., ВЛАДОС, 1996. – 67с.

3.Фролов Ю.А. Психология подростка. Хрестоматия. - М.: Центр, 1997. – 123с.

4. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000. – 89с.