logo search
ChOKS_2014

Экономическое просвещение воспитанников детских домов

Ю.И. Ситдикова

Научный руководитель:Кабиров Р.Ф., к.э.н, доцент

В современном мире экономика занимает особо важное положение. Все убеждены и никому не нужно доказывать, что без экономических знаний нельзя быть полноценным членом общества. Чтобы пользоваться всеми благами современного общества обязательно нужно быть экономически подготовленным человеком. Это даже необходимо! Элементарно даже поход в магазин требует таких знаний. Человек должен уметь сочетать свои личные интересы и потребности с интересами и требованиями общества. Все это касается не только взрослых людей, но и молодых, детей, которым в будущем предстоит построить свою семью, устроиться на работу. Каждый ребенок должен знать, что такое потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения; уметь делать осознанный выбор, руководствуясь принципом рациональности; понимать назначение денег; иметь представление о семейном и государственном бюджете и о том, из чего он складывается; знать для чего нужны налоги; что такое цена товара и о чего она зависит. Этого требует время! Поэтому экономическое образование на сегодняшний день – это один из важнейших источников формирования поведения человека в обществе. Оно в отличие от многих других областей знания нужно любому всегда и везде. Человек просвещенный в экономической сфере можно сказать защищен, вооружен знаниями. А отсутствие экономического просвещения наоборот – делает его незащищенным и неуверенным.

Следует отметить, что экономическое образование и просвещение особенно важны для наименее защищенных членов общества – детей-сирот, воспитанников детских домов. Они не имеют представления о семейном бюджете и о бюджете вообще. Ведь у них нет своей семьи и за них все делают другие. Поэтому у них не сформировывается умение планировать свои расходы. Ребенок, который воспитывается дома, видит реальную модель семьи, планирование бюджета и распоряжение карманными деньгами, на примере своих родителей. Отсюда вытекает необходимость дать воспитанникам детских домов практические знания по экономике, провести курс товарно-денежных отношений в учреждении, где они живут.

Государство и детский дом должны быть заинтересованы в том, чтобы воспитанники имели представление о товарно-денежных отношениях, умели накапливать собственные денежные средства, планировать свои расходы. У них должно формироваться ответственное отношение к деньгам. Важно приучать их к этому с самого детства. Например, ходить в магазин, чтобы ознакомиться с качеством товаров, с ценами, сроком годности продуктов и т.д. Немаловажным является и то, что сиротам каждый месяц выделяются деньги на карманные расходы. Это для них как опыт распоряжения деньгами, так как основные их сбережения, пенсии, льготы хранятся в банковских картах и они не имеют прямого доступа к ним, в силу несовершеннолетия. Все средства накапливаются и дети могут распорядиться ими только выйдя из стен детского дома и став уже совершеннолетними. После того как начинают уже взрослую жизнь, дети настолько беспомощны и несамостоятельны, что часто обращаются за помощью к своим бывшим воспитателям. Они являются для них и опорой, и поддержкой. Поэтому, чтобы не возникало таких бытовых проблем, в том числе связанных с деньгами, нужно организовать и реализовать на практике четкую систему экономического образования и просвещения воспитанников детских домов. Иначе они в течение всей жизни будут сталкиваться с этим. Важно ввести предмет – экономика, с теоретической и практической формой проведения: решение экономических задач, проведение тренингов, раздаточные материалы, упражнения и т.д. Также наряду с экономическим просвещением нужно проводить и правовое, чтобы они знали свои права и обязанности. Например, если родитель должен выплачивать алименты, ребенок будет знать выплачивались ли они в то время, пока он воспитывался в детском доме. То же самое можно сказать о пенсиях, льготах и других видах сбережений. В последнее время участились случаи нарушения прав воспитанников. Например, незаконное использование их сбережений другими лицами.

Многие дети-сироты не знают о своих льготах. Чтобы они воспользовались ими в полной мере, важно напомнить им основные нормативно-правовые документы, где подробно описаны формы государственного обеспечения и поддержки детей-сирот.

Ребенок, который лишен постоянного родительского окружения, имеет право на защиту со стороны государства. В нашей стране задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для достижения этих целей проводятся комплексные мероприятия, направленные на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Для успешной социализации и интеграции в общество детям-сиротам нужно предоставить право распоряжаться своими деньгами в конце своего пребывания в детском доме. Им нужно дать определенную сумму, после чего они должны будут принести отсчет о расходах своим воспитателям. Это может стать для детей-сирот опытом распоряжения денег. В случае , если дол их расходов будет превышать норму, им будут делать замечания и проводить курс товарно-денежных отношений в обществе.

В ходе исследования проблемы экономической просвещенности воспитанников детских домов был проведен анализ научной литературы по данной теме. Обобщив результаты исследования, мы пришли к выводу, что уровень экономических знаний и навыков воспитанников детских домов ниже уровня знаний и навыков детей, воспитывающихся дома.