logo search
ChOKS_2014

Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся

Т.В.Филютина

Научный руководитель:Кабиров Р.Ф., к.э.н, доцент

В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноценным членом общества, что экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. В обществе явно ощущается потребность в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества.

Проблема формирования экономической грамотности рассматривается в рамках экономической теории (Дж.С. Милль, Дж. Кейнс), педагогический аспект экономической подготовки школьников представлен в трудах: А.Ф. Аменда, Ю.К. Васильева, М.Л. Малышева, И.А. Сасовой, Б.П. Шемякина, экономическому воспитанию посвящены работы К.Ш. Ахиярова, А.Ф. Амирова) и др.

Экономическая грамотность – сложное явление, получившее широкое распространение в литературе. Экономическая грамотность – это такой уровень функциональной грамотности в экономической области, который предполагает решение стандартных задач в производственной, потребительской и социальной сферах на основе прикладных знаний.

К экономической грамотности непосредственно относятся прежде всего знания, умения и навыки, с которыми связаны такие ключевые явления, как экономическое сознание, экономическое мышление.

Экономическое сознание включает знания об основных законах развития рыночной экономики, повышения эффективности производства, перестройки его структуры, совершенствования производственных отношений, системы управления и методов хозяйствования. Важной его частью является способность экономического мышления, творческий поиск путей повышения производительности труда, достижения высококачественного производственного результата при наименьших затратах.

Экономическое мышление предполагает умение осмысливать явления экономической жизни с учетом достижений науки и техники. Оно позволяет понимать экономику как целостное явление, в котором эффективность всего народного хозяйства зависит от эффективности каждого отдельного производственного звена. Экономическому сознанию сопутствуют такие социальные чувства, как коллективизм, чувство хозяина, общественной, колхозной, кооперативной, акционерной собственности, ответственности за ее сохранение и умножение, чувство социальной справедливости, общественного долга и дисциплины [2, 323-324].

Помимо экономической грамотности, можно говорить о грамотности (как и культуре) финансовой, предпринимательской, потребительской.

Финансовую грамотность можно определить как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды. Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор финансовых инструментов, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям, включая потерю работы [1].

Обратимся к сущности понятия «предпринимательская грамотность». Сущность предпринимательства проявляется в следующих принципах:

– ориентация на человека – он главная ценность и предприятия, и общества в целом;

– беззаветное служение покупателю. Предприятие работает на него и существует благодаря ему;

– создание и поддержание культурной среды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, демократических традиций, соблюдение этических норм поведения;

– постоянное стремление вырваться вперед. Опередить, успеть, обойти, превзойти конкурента. Максимальное использование преимуществ конкурентной среды.

Общепринятых определений понятия «потребительская культура», «потребительская грамотность» не существует. И.А. Сасова и А.Ф. Аменд считают, что в его основу входит триада «хочу – могу – надо». «Хочу» означает то, что человек желает иметь и чем хотел бы пользоваться; «могу» – это то, что он может иметь и достичь; «надо» – это то, что с учетом социального развития он считает необходимым иметь и может использовать [5].

Можно также заметить, что экономическая грамотность тесно связана и с другими аспектами грамотности (культуры): информационной, управленческой, научной организацией труда и т.п.

Что характеризует экономически воспитанного (грамотного) человека, так необходимого современной экономике?

– экономически воспитанный человек владеет основами экономической теории, что помогает ему освоить экономические принципы (как «руководство к действию») и научиться принимать грамотные решения;

– имеет четкое представление об окружающем мире, экономических реалиях современности, регулярно пополняет знания, чтобы быть «в курсе событий»;

– выстраивает стратегию своего экономического поведения, руководствуясь экономическими принципами. Осваивает основные модели поведения и экономические роли;

– обладает современным экономическим мышлением;

– совершенствует навыки самостоятельного принятия решений;

– владеет экономическим языком, ясно излагает свои мысли;

– владеет навыками делового общения, устной и письменной коммуникации;

– владеет основными элементами экономической культуры: деятельностным, поведенческим, коммуникативным, ценностным;

– уважает свою и чужую собственность, свой и чужой труд. Гордится своими экономическими достижениями;

– активно участвует в продуктивной деятельности, создает потребительские ценности, необходимые людям;

– руководствуется нормами и моральными принципами, необходимыми для ведения честного бизнеса [4].

Осуществляя профессиональную деятельность социальный педагог, должен владеть знаниями в области социальной педагогики, психологии, социальной психологии, права, экономики; у него должны быть развиты: коммуникативные способности, способность к рефлексии, способность к организации собственной деятельности и другие; уметь проводить диагностику, консультирование, тренинги и т.д.

На занятиях по формированию основ экономической грамотности наиболее эффективный метод - игровой, так как [3].:

- игра является имитационным методом, способствующим подготовке воспитанников к жизни, например, на занятии «Бюджет семьи» дети рассчитывают доходы и расходы, решают экономические задачи и ситуации, отстаивают собственную позицию; проблемные ситуации вовлекают детей в активный мыслительный процесс.

- в играх обязательный момент соревнования. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задачи всегда приводит к усилению самоконтроля детей, а главное, к активизации познавательной деятельности.

Использование этого метода позволяет активизировать познавательную активность детей и облегчает усвоение сложных экономических понятий. Кроме того, способствует развитию таких качеств, как внимание, память, логическое мышление, умение действовать коллективно. Дети активно закрепляют полученные знания в своих играх. Несмотря на то, что ситуация игры - ситуация условная, воспитанники постоянно закрепляют знания о жизни людей, их труде в повседневной жизни. Поэтому закономерно считать игру источником усвоения детьми целого ряда экономических понятий, в том числе и усвоения, правил обращения.

Для усвоения экономических знаний применяются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Необходимо использовать рассказы с экономическим содержанием, примеры из повседневной жизни.

В работе по формированию экономической грамотности используются следующие формы и методы:

-метод диалога;

-метод воспитывающих ситуаций с нравственно-экономическим содержанием;

-обращение к личному опыту детей;

-убеждение, пример;

-индивидуальные беседы;

-комплексно-тематические занятия;

-сюжетные задачи;

-логические, арифметические, экономические задачи;

-экскурсии

Кроме этого используются групповые, индивидуальные, коллективные формы работы. Также предлагаются разнообразные формы творческой деятельности, использование познавательных заданий, которые развивают любознательность, экономическое мышление, креативность. Занятия включают ознакомление воспитанников с экономическими понятиями, встречающимися в повседневной жизни. Темы мероприятий могут быть различны: «Экономический калейдоскоп», «Что мы знаем о деньгах». Особый интерес вызывает «Бизнес-игра» включающая экономические, нравственные, трудовые задачи.

Таким образом, экономическая грамотность является одними из самых важных факторов экономического роста России и повышения уровня доходов населения. Общество достигает наибольших экономических успехов, когда граждане страны обладают развитыми навыками принятия ответственных и сознательных решений в финансовой сфере. Финансовая грамотность – главное средство против бедности, один из способов снижения экономических рисков страны. Учить россиян экономический и финансовой грамотности необходимо если не с детского сада, то с первого класса и, видимо и большая роль в этом принадлежит педагогам, в том числе социальным педагогам.

Список использованной литературы:

  1. Достижения молодых. Junior Achievement Russia : официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа открытый http://www.ja-russia.ru/ru/fl/

  2. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций : учеб. пособие [Текст] / Б.Т. Лихачев. – М. : Юрайт-Издат, 2003. – 607 с.

  3. Новотный, О. Экономическая культура [Текст] / О. Новотный, Я. Фишер. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 256 с.

  4. Прутченков, А.С., Терюкова, Т.С. Экономическое воспитание молодежи в контексте современных социальных преобразований [Электронный ресурс] / А.С. Прутченков, Т.С. Терюкова // NOVAINFO.RU : экономический и научно-технический интернет-журнал. Режим доступа открытый http://novainfo.ru/

  5. Сасова, И.А., Аменд, А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки [Текст] / И.А. Сасова, А.Ф. Аменд. – М. : Просвещение, 2008. – 191 с.