Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
О.А.Фассахова
Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
Научный руководитель: Шиляева И.Ф.,к.фил.н., доцент
Ежегодно компьютерные и сетевые технологии все более развиваются и получают широкое распространение. В связи с возросшей компьютеризацией и интернетизацией российского общества становится все более актуальной проблема патологичного использования Интернет сети. Причина широкого распространения сети Интернет кроется в его возможностях: непосредственно через Интернет могут быть реализованы познавательная, профессиональная, игровая и коммуникативная деятельности. На данном этапе около 80% населения имеют доступ в Интернет, это число постепенно возрастет [4, с. 25]. Распространяется Интернет так же среди пожилого населения, для которого создаются обучающие курсы пользования компьютерными технологиями и Интернетом. Но в большей степени именно молодое поколение увлечено общением через сеть, online-играми и др. Чрезмерное пребывание в Интернет сети разрушительно влияет на личность. Воздействие Интернета на личность пользователя более глубокое и системное, нежели воздействие любой другой технической системы. В психологической структуре деятельности человека происходят структурные и функциональные изменения, которые затрагивают личностную, познавательную, и коммуникативную сферы. Интернет-зависимость может проявляться в чрезмерной увлеченности компьютерными играми по сети, веб-серфинге (поиске информации), пристрастии к виртуальному общению и знакомствам, участии в аукционах и постоянных покупках через Интернет, а также сексуальной зависимости. Офисные работники злоупотребляют Интернетом в рабочее время. Чаще интернет-зависимость развивается у тех, кто имеет предрасположенность к какому-либо другому виду зависимости, а также у страдающих от депрессии, тревожности и тревожных расстройств, социальной фобии и других навязчивых состояний. К наиболее распространенным формам относятся сексуальная интернет-зависимость и игровая интернет-зависимость. Дети, страдающие от интернет-зависимости чаще других страдают от депрессии, испытывают социальные проблемы в школе и трудности в учебе, подвержены большему риску развития физической болезни и ожирения. По данным некоторых исследований, на сегодняшний день интернет-зависимыми являются около 10% пользователей во всем мире. В России же считается, что интернет-зависимых от 4 до 6% [4, с. 26]. Клинический психолог Кимберли Янг считает, что интернет-зависимым может стать любой, имеющий доступ в Интернет.
Среди признаков интернет-зависимости отметим: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; проблемы с работой, учебой. Физические признаки: сухость в глазах; головные боли; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; расстройства или изменение режима сна [2, с. 112].
Типология интернет-зависимых выделяет три разновидности данного вида зависимости: «сетевики» — оптимистичны, социально активны, имеют друзей, поддерживают нормальные отношения с родителями; «рабочие» — владеют наиболее современными и дорогими компьютерами, занимаются программированием, как правило, прекрасно учатся, их не удовлетворяет стандартная программа обучения; «исследователи» — пишут сверхсложные программы, зачастую даже не доводя их до конца и принимаясь за новые, еще более сложные, с удовольствием занимаются отладкой программ, компьютерным пиратством и хакерство, уровень образования у них ниже, но объем знаний больше.
Интроверты и экстраверты используют разные ресурсы Интернета: мужчины экстраверты используют Интернет «для развлечения», а женщины испытывая одиночество, проводя время за общением в сети.
Интернет-зависимые испытывают сложности в принятии своего физического тела, замкнуты, склонны к интеллектуализации и чувству одиночества, не агрессивны, эмоционально напряжены и склонны к негативизму, заниженной самооценке, избеганию проблем и ответственности.
Данные социологических опросов, показали, что в Интернете людей привлекает доступность, безопасность, анонимность, и простота использования. Интернет-зависимые зачастую в жизни являются аутсайдерами, они используют сеть для получения социальной поддержки, психологического и сексуального удовлетворения, а также возможности создания нового Я, которое получает признание окружающих. Интернет-зависимость можно рассматривать как расстройство волевого контроля без употребления химических веществ.
Важным аспектом является опасность, с которой могут встретиться дети и подростки, находясь в режиме online: доступ к порнографии, дети могут наткнуться на порнографию ввиду ее широкого распространения в сети; неподходящие сайты с деструктивным содержанием, например с инструкциями по изготовлению бомбы или наркотических веществ, а также форумы о самоубийстве. Увлечение играми типа QUAKE, DOOM, сетевыми играми с насилием повышает агрессивность детей. Кроме того в Интернете много информации, которая является недостоверной и которая может ввести в заблуждение.
В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей. Так как их дети порой разбираются в компьютере и Интернете лучше них. Следовательно, важным является строгое соблюдение правил Интернет-безопасности. Для этого родителям необходимо: создать список правил посещения Интернета, указать список запрещенных сайтов, часы работы за компьютером. Компьютер с подключением к Интернету расположить в общей комнате. Беседовать о друзьях, с которыми дети общаются посредством сети, и интересоваться, чем, таким образом, они занимаются, на что направлено их общение. Объяснить, чтобы дети не выдавали личную информацию в электронной почте, чатах, личных профилях и т.п. Объяснить детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям. Родителям следует интересоваться сайтами, которые посещают дети, и быть внимательными к любым изменениям поведения ребенка. Родителям надо знать, в какие игры играет ребенок, быть готовыми предложить конструктивную альтернативу. Показывать личный положительный пример, если родители разрешают находиться в Интернете не более часа в день, то сами тоже не должны сидеть там часами. Совершенно очевидно, что с ростом компьютеризации в странах будет неуклонно увеличиваться число и интернет-аддиктов, особенно среди молодежи.
Систематическая профилактика интернет-зависимости является психологическим условием прекращения прогрессирования зависимости. Своевременность проведения мероприятий, направленных на профилактику интернет-зависимости позволит уменьшить изменения психологических характеристик личности и снизить уровень зависимости. В рамках школы по направлению профилактики интернет-зависимости возможно проведение диагностики, выявление группы риска, проведение классных часов, родительских собраний, дискуссий между учениками о вреде использования Интернет сети, а также проведение различных акций. Профилактическая программа должна быть направлена на всех учащихся школы, а не только на группу интернет-зависимых, она должна быть универсальна. Целью профилактики является: развитие у школьников коммуникативных навыков, ответственности, сплочение ученической группы. Программа профилактики снижает уровень зависимости, способствует приобретению высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов, выработке умений межличностного общения и успешного разрешения стрессовых ситуаций; повышению уровня коммуникабельности, самооценки и стрессоустойчивости; приобретению навыков эффективного целеполагания и способов достижения цели; формированию нацеленности на успешное достижение поставленных целей.
Отсутствие профилактических мероприятий способствует социальной изоляции, снижению эффективности межличностного взаимодействия, что приводит к дальнейшему прогрессированию степени зависимости.
Список используемой литературы:
Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета [Текст] / А.Е.Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: "Можайск-Терра", - 2000. -C.100-131.
Егоров, А. Ю. Интернет-зависимости [Текст] / А.Ю.Егоров // Руководство по аддиктологии/ под ред. Проф. В.Д. Менделевича – СПб.: Речь, 2007. - 768с.
Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости [Текст] / А.Ю.Егоров. - СПб.: Речь, 2007. - 190с.
Янг, К.С. Диагноз - интернет-зависимость [Текст] / Янг К.С. // Мир Интернет. - 2000. - № 2, С.24-29.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.