logo search
ChOKS_2014

Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников

К.А.Бирзгал

Научный руководитель:Кабиров Р.Ф., к.э.н, доцент

Сложившаяся в Российской Федерации социально-экономическая и политическая ситуация предопределяет особенности социально-экономической подготовки учащейся молодежи.

Одно из направлений экономической подготовки – формирование гуманистических ценностей, понимания роли личности в обществе, умения анализировать свои потребности и способности, готовить к необходимости быстрой смены сферы деятельности (выработка профессиональной мобильности).

Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского, бережного, честного отношения к общественному достоянию, рационализаторства, ответственности, стремления к высокой рентабельности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию [1].

Именно педагоги должны подготовить подрастающее поколение, положительно относящееся к рыночным отношениям в экономике на основе высокой экономической культуры.

Мы разделяем мысль Б.Т. Лихачева о том, что для преодоления кризиса в экономике, общественных отношениях и духовной жизни, для успешного развития рынка как механизма оздоровления хозяйства, «необходим человек, в котором были бы воспитаны такие свойства, как умение опираться на собственные силы, надеяться на себя и верить в успех; проявлять творчество, изобретательность, способность изворачиваться и ухищряться в рискованных и запутанных ситуациях; быть любезным, вежливым, производить впечатление надежности и нравственной безупречности». По утверждению автора статьи это и будет «человек рынка» [5].

Качества личности, перечисленные Б.Т. Лихачевым, имеют в основном экономическую значимость и базируются на основе норм человеческой морали: честность, надежность данного слова, дисциплинированность, аккуратность, инициативность, обязательность, вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю. Именно эти черты определяют морально-правовые законы рынка, и с этой точки зрения, безусловно, важны.

Система экономического воспитания в школе должна развиваться по следующим основным направлениям [2]:

- во-первых, необходимо развитие у школьников элементарных навыков экономического мышления, первоначально полученных ими в дошкольных учреждениях, семье;

- во-вторых, экономическое воспитание школьников предполагает, развитие у них элементов экономического мышления и сознания в процессе:

1) экономического образования учащихся – от усвоения простейших экономических понятий до овладения основами экономической теории при изучении предметов школьного цикла;

2) насыщения экономическим содержанием других дисциплин, обеспечения связи (по возможности) уроков математики природоведения, истории, чтения с экономическими явлениями, законами;

3) систематического информирования учащихся о хозяйственной жизни страны, республики, края, города, района.

- в-третьих, организация системы экономического воспитания учащихся предусматривает:

1) обеспечение на практике единства трудового и экономического воспитания, соединения обучения с производительным трудом;

2) обогащение трудового обучения, общественно полезной работы учащихся в летние каникулы экономическим содержанием;

3) развитие внешкольной работы, включающей организацию популярных бесед о необходимости рачительного отношения к материальным ценностям школы, проведение «Уроков бережливости», конкурсов на лучшее сохранение школьных и личных книг, учебников.

-в-четвертых, развитие школьного самоуправления и распространение его на вопросы экономический жизни школы;

- в-пятых, соответствующая методическая подготовка учителей и родителей.

Применительно к общеобразовательной и профессиональной школе экономическое воспитание, безусловно, приобретает специфику, которая, на наш взгляд, улавливается понятием экономическая подготовка. Последнее не есть самостоятельная по отношению к экономическому воспитанию категория, а соотносится с ним в содержании, целях и задачах, но разнится объектом, методами и средствами воздействия. В литературе эти понятия часто употребляются как тождественные, но это не совсем так. Понятие экономической подготовки тождественно понятию экономического воспитания учащихся в том смысле, что речь идет о их подготовке к участию во взрослой экономической жизни. Тогда как понятие экономическое воспитание в полном объеме означает и воспитание трудящихся, взрослого населения.

Экономическое воспитание учащихся (экономическая подготовка) включает в себя три момента, без учета которых невозможно успешное, эффективное решение задач экономического воспитания:

а) передачу и усвоение экономических знаний (знание категорий, понятий, законов экономической деятельности и т.п.) – теоретическая, содержательная сторона;

б) выработку и закрепление экономических умений и навыков (экономический анализ, организация, планирование, нормирование труда, решение практических экономических задач и т. п.) – практическая сторона;

в) формирование экономических интересов и потребностей (мотивационная сфера).

Экономическая подготовка в школе, преследует цели усвоения учащимися элементарных экономических знаний и умений, формирования современного экономического мышления, сознательного включения в социально-экономические отношения и соответствующую практическую деятельность и включает экономическое образование и экономическое воспитание, направленные на приобретение учащимися доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ.

Экономическое воспитание школьников осуществляется в процессе преподавания курса «Обществознание». Однако материал учебников может быть использован социальным педагогом при проведении профориентационной работы, в организации деятельности по подготовке к семейной жизни, при проведении дискуссий и деловых игр и т.д.

Так в школьном учебнике за 10 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой имеется глава экономика, где представлены параграфы «Роль экономики в жизни общества» и «Экономическая культура». В практических выводах рекомендуется использовать знание интересов, потребностей различных социально-профессиональных групп и возможностей их реализации в современных экономических условиях, что даст возможность обоснованного профессионального самоопределения учащимся. [6, 134].

В школьном учебнике для 11 класса первая глава «Человек и экономик». Материал, который представлен в данной главе, может быть также использован при ориентации на выбор профессии, например, рассматривается рейтинг самых популярных профессий [6, 113].

На наш взгляд наиболее эффективным в экономическом воспитании школьников является учебник для 10-х, 11-х классов И.В.Липсица «Экономика». Материал во многих главах учебника имеет два уровня углубления: минимально необходимый в соответствии с требованиями Министерства образования и углубленный, материал собран в учебнике под заголовком «Для тех, кто хочет знать больше». В нем также имеются ссылки на Интернет ресурсы, где по отдельным вопросам можно получить дополнительный материал. Само построение материала предполагает его проблемное изучение. Каждая глава начинается с проблем, которые рассматриваются в главе. Например, в главе двенадцатой «Как семьи получаю и тратят деньги» формулируются следующие проблемы: «Как формируются доходы семей?»; «На что люди склонны тратить деньги?»; «Как инфляция влияет на жизнь семей?». Контрольные вопросы, которые приводятся после параграфов также носят проблемный характер. «Какой вид доходов пока практически недоступен семьям россиян?»; «Какой процентный доход по вкладам должны предлагать банки при годовом росте цен на 70%, чтобы люди согласились поместить в них свои сбережения?». В конце главы даются вопросы для обсуждения. Например, дискуссионным может быть вопрос такого характера: «В условиях плановой экономики СССР многие блага (жилье, образование, здравоохранение) были практически бесплатны для граждан. Между тем у экономистов есть поговорка: «Бесплатных завтраков не бывает». Каким образом удавалось сохранить «бесплатность» перечисленных выше благ для граждан СССР»? [4, 234].

Проблемное изложение делает усвояемый материал более доказательным и убедительным, развивает у учащихся различные качества ума, дает образец научного поиска, учит мыслить диалектически, повышает познавательные интересы. Проблемная форма изложения материала, требует от педагога глубоких научных знаний, педагогического мастерства; умения так организовать экономическое образование, чтобы ученики заодно с ним участвовали в разрешении любых вопросов. В результате формируется активная личность, умеющая отстаивать свои убеждения и обосновывать свои поступки.

Данный материал можно использовать при организации экономического воспитания учащихся старших классов при организации социальным педагогом деловых игр, дискуссий и т.д.

В процессе экономического воспитания у школьников формируется экономическое мышление, а последнее способствует осмысливанию явлении экономической жизни, усвоению экономических понятий и теории в их логической взаимосвязи, разумному оперированию знаниями.

Список использованной литературы:

  1. Аменд, А.Ф. Экономическое воспитание учащихся [Текст] / А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, Б.З. Вульфов. – М. : Академия, 2008. – 144 с.

  2. Васильев, Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся [Текст] / Ю.К. Васильев. – М. : Педагогика, 2003. – 96 с.

  3. Грищенко, Т.В. Педагогические условия подготовки учителя к осуществлению экономического образования и воспитания школьников [Текст] / Т.В. Грищенко. – М. : Б.и., 2001. – 96 с.

  4. Липсиц, И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учреждений [Текст] / И.В.Липсиц. – М.: Вита-Пресс, 2002. – 352 с.

  5. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций : учеб. пособие [Текст] / Б.Т. Лихачев. – М. : Юрайт-Издат, 2003. – 607 с.

  6. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень [Текст] / Л.Н.Богоболюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – М. : Просвещение, 2011. – 351 с.

  7. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень [Текст] / Л.Н.Богоболюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др. – М. : Просвещение, 2012. – 351 с.