logo search
ChOKS_2014

Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов

Володина Елена Николаевна

(Тюменский государственный университет, г.Тюмень)

Ключевые слова: язык, развитие личности, культура, общее образование, повышение квалификации педагогов.

Аннотация: В статье предпринята попытка очертить круг задач и перспективные направления профессиональной подготовки педагогов на курсах повышения квалификации в соответствии с актуальными проблемами языкового образования в школе в контексте современной социокультурной ситуации, которая характеризуется расширением информационно-коммуникативного поля, сменой типов культур и кризисом культуры слова; обозначить причины недостаточного качества языкового образования, которое носит сегодня фрагментарный, бессистемный характер; доказать необходимость изменения отношения к языку обучающихся и педагогов. На обзорном анализе философии языка, известных психолого-педагогических подходов к языку как целостному смыслоформирующему и смыслотворческому конструкту, носителю и выразителю общественного сознания, энергии и духа народа выявляются основные функции и значение (инструментальное, миромоделирующее, ментальное) языка в становлении личности. В статье доказывается, что языковое развитие в школе должно базироваться на глубинном понимании духовной сущности языка, осознанном отношении к языку как ментальной духовной ценности, интегратору культуры и универсальному инструменту миросозидания, культурного самостроительства личности.

Annotation: The article makes an attempt to outline the range of issues and perspective directions of teachers’ professional training at postgraduate courses in accordance with the actual problems of linguistic education at school in the context of contemporary socio-cultural situation, which is characterized by the expansion of information and communication fields, change in types of culture and the crisis of speech standard; to define the reasons of the insufficient quality of language education, which today has a fragmented, unsystematic character; to prove the necessity to change the attitude of students and teachers to language. The overview analysis of the philosophy of language, psychological and pedagogical approaches to the language as a holistic construct to form sense and creativity, means to express public consciousness, energy and spirit of the people, identifies the basic functions and value (instrumental, world forming, mental) of the language in the formation of a personality. The article proves that linguistic development at school should be based on a deep understanding of the spiritual nature of language, the conscious relation to language as mental spiritual values, the integrator of culture and universal instrument of world creation, cultural self construction of a personality.

Почему сегодня так остро и постоянно звучит – в тех или иных вариациях - одна и та же проблема - проблема безграмотности молодежи, падения речевой культуры, примитивизма языкового мышления детей? Об этом как о проблеме государственного масштаба неоднократно высказывался президент В.Путин, в частности, на встрече с Российским литературным собранием, прозвучало, как приговор: «Пренебрежение правилами русского языка становится нормой…» [2]. Эта проблема постоянно обсуждается в средствах массовой информации, в педагогическом сообществе – например, на страницах «Учительской газеты» (№ 3 от 21 января 2014 года) в развернувшейся в январе дискуссии о русском языке и его преподавании в школе. Недостаточное качество языкового развития студентов, низкую практическую грамотность (вопреки формально хорошим показателям при поступлении – высоким баллам ЕГЭ по русскому языку) констатируют преподаватели высшей школы.

Ограниченность, примитивизм мышления, падение общего уровня речевой культуры, особенно среди молодежи, - одно из проявлений современной социокультурной и языковой ситуации, которая характеризуется открытым глобальным информационным пространством, расширением информационно-коммуникативного поля, сменой типов культур и кризисом культуры слова, господством визуальных форм коммуникации и, как следствие, вербальной нечувствительностью, обесцениванием, девальвацией слова в мощном информационном потоке. Современный школьник погружен в непрерывно развивающуюся и разнородную информационную среду, которая нередко имеет ярко выраженную антикультурную и даже антигуманистическую направленность. Виртуальное пространство коммуникации требует новых средств кодирования информации, прежде всего знаковых (система «смайлов»). В многочисленных массовых формах сетевого взаимодействия полноценное вербальное общение чаще всего замещается редуцированной коммуникацией, порой в деформировано-ненормативном виде, с низкой орфографической и пунктуационной грамотностью, оборачивается культивированием и удовлетворением - в ущерб личностному и ценностно-смысловому развитию - прагматических, сиюминутно-бытовых потребностей. И система образования, как наиболее устойчивый социальный институт, призвана - в силу своей культуросозидающей, культуроохранной функции - противостоять этой тревожной тенденции времени, создавая условия для полноценного развития личности, в том числе и языкового, в соответствии с требованиями социума и личными, внутренними потребностями. Национальное образование всегда было сильно своими мощными гуманистическими традициями, фундаментальными культурологическими основами и словоцентризмом, бережно-чутким, сакральным отношением к языку как ментальной духовной ценности. Однако, надо признать, сегодня в системе общего образования наблюдается тенденция к крайне упрощенному, узко-прагматичному отношению к языку лишь как к средству обучения, редуцированию полифункционального бытия языка до одной (познавательной или коммуникативной) функции, что снижает статус слова как символа (в религиозно-философской традиции – Слова, Логоса) до уровня знака. Языковое развитие детей осуществляется в школах фрагментарно, обрывочно, бессистемно и преимущественно на предметах гуманитарного цикла, без соблюдения принципа преемственности на разных ступенях обучения, без интеграции усилий всех педагогов и родителей, что осложняет формирование коммуникативной компетенции школьников, достижение – в условиях реализации новых образовательных стандартов - метапредметных и личностных результатов образования и является одной из причин не только неготовности выпускников к обучению в высшей школе, но и неготовности личности к непрерывному образованию и саморазвитию в течение всей жизни в условиях быстро меняющегося мира. В школьной практике наблюдаются нарушение единого орфографического режима и отсутствие контроля со стороны педагогов за соблюдением обучающимися языковых и речевых норм, или это являются заботой исключительно учителей-филологов. В методике сохраняется монологическая дидактика и доминируют монологические формы уроков. Замечу, как ни парадоксально, но наша школа, вопреки естественным законам развития, учит детей с первого класса сидеть и молчать, тогда как первое, чему учат родители дитя, пришедшее в этот мир, - ходить и говорить… Устная речь детей в школе развивается мало и вследствие невладения всеми педагогами коммуникативными технологиями, моделирующими ситуации диалогического взаимодействия и вербализированного самовыражения учащихся, и в силу массовой практики «натаскивания» на ЕГЭ, формирующей «тестовое мышление», а также сложившейся системы подготовки обучающихся к сочинению (часть «С» на экзамене по русскому языку, обществознанию), которая ограничивает языковую свободу школьников и приводит к ослаблению коммуникативного контроля. А если и в семье не созданы благоприятные условия для языкового развития ребенка, нет места книге как культурной и духовной ценности, не привита привычка читать, следить за своей речью, то коммуникативное пространство личности оказывается крайне бедным, убогим и часто ограниченно-обытовленным, набор используемых языковых средств – шаблонным и примитивным. При этом, заметим, речевая культура и шире - уровень гуманитарной культуры самих педагогов, к сожалению, не всегда отвечает требованиям профессионального стандарта.

Проблема реализации языковой образовательной парадигмы в школе осложняется к тому же и все более усиливающимися, на наш взгляд, технократическими проявлениями в развитии современного общества и в образовании в частности. Тенденция к технологизации образовательного процесса, приоритет точных знаний, естественных наук и снижение статуса гуманитарных предметов, доминирование невербальных (тестовых, алгеброизированных, компьютеризированных) форм обучения и контроля неизменно снижают уровень культуры речи и практической грамотности обучающихся, а то и просто оборачивается их практической безграмотностью, речевой бедностью и коммуникативной беспомощностью. Решение этих проблем требует, на наш взгляд, не только изменения школьной методики, обновления методического арсенала педагога, разнообразия форм работы по развитию речи обучающихся, не только реализации предложенных президентом В.Путиным мер (пересмотра программ преподавания русского языка и литературы в школе, увеличения количества часов, возвращения сочинения как формы оценки), но и глубинного качественного изменения отношения к языку и слову педагогами как носителями языка и элитарной языковой культуры. В этом – одна из задач профессиональной подготовки педагогов на курсах повышения квалификации. Она, на наш взгляд, должна касаться прежде всего организации серьезной аналитико-рефлексивной деятельности учителей по осмыслению современной социокультурной ситуации, неких серьезных качественных изменений в языковом сознании и мышлении «компьютерного поколения» детей, у которого во многом другая языковая картина мира, истоков нового образа и бытия языка сегодня и чаще всего ограниченного, потребительского отношения к нему школьников. Целесообразно также, в нашем представлении, актуализировать ценностно-смысловое самоопределение педагогов по отношению к языку как знаково-культурному феномену, как целостному смыслоформирующему и смыслотворческому конструкту, как интегратору энергии и духа народа. С этой целью полезно вернуться к основам философии языка, истории культуры в семиотическом плане, осмысляя их в преломлении к методике организации урочной и внеурочной деятельности, использованию воспитательного потенциала языка как коллективной духовной памяти, «объединяющей духовной энергии народа» [1]. Языковое развитие в школе должно базироваться на глубинном понимании духовной сущности языка, осознанном отношении к языку как компоненту культуры, аккумулирующему и накапливающему энергию духа народного, и, с другой стороны, универсальному инструменту общего развития личности, освоения культурологических, национальных и онтологических ценностей. Ценностный смысл поступательного процесса вхождения в культуру, «восхождения» к культуре, погружения – с помощью языка - в глубины духовного бытия человечества в ходе обучения и воспитания школьников в том, чтобы личность не только духовно обогатилась в процессе общения с достижениями культуры, но и сама стала создателем, творцом культуры, которая всегда по своей сути социальна. Язык в этом процессе духовного и ценностного становления, «окультуривания» личности, культурного «оплодотворения» души и сознания растущего человека призван выполнять миссию посредничества. Это выражается, в частности: 1) в инструментальном значении языка в овладении личностью культурными смыслами и ценностями; 2) в миромоделирующем значении языка, посредством которого осуществляется творческая реконструкция и закрепление ценностных культурных смыслов и форм в сознании, коммуникативном поведении, жизнедеятельности личности; 3) в ментальном значении языка в постижении онтологических ценностей, формировании коренных, фундаментальных бытийных установок, менталитета - «внутренней необходимости соблюдения норм и правил цивилизационного общества» (О.Шпенглер). Понимание опосредующей, а в сущности - определяющей роли языка в установлении связей, «наведении мостов» между личностью и культурой – «символической вселенной» (Ю.М. Лотман) обязательно, в нашем представлении, для учителя, заботящегося о языковом развитии воспитанника как обязательной и неотъемлемой части общего развития личности. Системное языковое образование должно формировать у школьников лингвоопосредованный взгляд на мир, закладывать основы ментальности личности как миросозерцания в категориях и формах языка, реализующегося через диалог (с текстом, с миром, с самим собой) как способ миропонимания. Вот почему обучение - на всех ступенях и на всех уроках, а не только на предметах гуманитарного цикла - должно быть организовано на основе текстоцентрического подхода, предполагающего использование всех видов текстовой деятельности с целью создания пространства культуры и освоения школьниками разнообразных способов взаимодействия с текстами (анализа, интерпретации в авторском, общекультурном и личностном контекстах, создания вторичных и «встречных» текстов: сочинений, рефератов, аннотаций, разных видов конспектов и планов и др.). Языковое развитие личности как системообразующее начало учебно-воспитательного процесса - один из путей к синтезу когнитивной и ценностно-смысловой парадигм в системе общего образования на основе интегративного подхода. Он должен создавать условия для актуализации смысловых процессов личности, не ограничивающихся рамками познания «предметных» смыслов, а обеспечивающих становление обучающегося как субъекта своей жизни, открывающего мир и культуру посредством языка, слова, текста как форм знаково опосредованного выражения человеческого духа (М.М. Бахтин), способного к саморазвитию в творческой продуктивной культуросообразной деятельности.