К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
Е.М. Шляхтина
Академия переподготовки работников культуры искусства и туризма,
Научный руководитель: доктор филологических наук Гусейнов Ч.Г.
Стало общим местом, что современный театр идет на поводу у зрителя. Как ни грустно, сегодня в основном востребованы спектакли, обыгрывающие так называемую остросоциальную тематику, причем эта тематика зачастую сводится к примитивным сюжетам, основанным на коллизиях «ниже пояса» и т.п. Возможно, мы слишком категоричны, но общая тенденция, по мнению многих, именно такова.
Часто можно услышать, что спектакли, поставленные по серьезной драматургии, по классическим произведениям, сегодня обречены на неудачу, поскольку зритель ждет совсем другого. Если это верно, то пьесы Марины Цветаевой явно не созданы для современной сцены. Они имеют сложную структуру, их язык труден для восприятия.
Отчего же сегодня интерес к драматургическим произведениям Цветаевой огромен? Ее ставят во Франции и Великобритании, ее пьесы интересны и российским режиссерам (Р.Виктюк в Театре на Таганке, О. Голодницкая в Театре Вахтангова) и западным мастерам, ставящим Цветаеву на русской сцене (Лукас Хемлеб в Пушкинском театре, Иван Поповски в Мастерской Петра Фоменко). Хотя и все эти сценические обращения выявили тяжбу Поэта и Театра.
В сущности, М.И. Цветаева от театра была далека и прямо об этом говорила. Все пишущие о Цветаевой приводят как доказательство слова Гейне, взятые ею для эпиграфа: "Театр неблагоприятен для поэта... и далее уже ее собственное замечание в предисловии к пьесе «Конец Казановы»: " НЕ чту Театра, не тянусь к Театру, не считаюсь с Театром..." [5,т.3,с.799]. Но что-то заставило ее в 20-е годы, еще в голодной России, написать несколько пьес и сблизиться с людьми Театра. Но ни одна из шести написанных тогда пьес не была поставлена. Ни Вахтанговым, ни Мейерхольдом, ни Таировым, ни Станиславским. Можно проанализировать, почему ни один из режиссеров, тогда уже знавших творчество Марины Цветаевой, не взялся за постановку ее пьес. Но это тема для другой статьи. Интересней сегодня понять, что заставляет современных режиссеров брать сложные цветаевские тексты для постановки. Не думаем, что это мода на Цветаеву или привлекает скандальная биография поэта. Цветаева современна: ее мысли отвечают запросам молодых и нестандартно мыслящих режиссеров. Для сегодняшнего разговора нами выбрана пьеса Марины Цветаевой "Федра".
В основе пьесы лежит известный миф, но мифу Марина Цветаева дает собственную интерпретацию, весьма оторванную от своего прародителя - Мифа. Ведь миф о Федре - он не о незаконной любви, не о любви запретной, каким его делает Марина Цветаева. Миф не о любви еще и потому, что для Древней Греции понятие любви многозначно и имеет совсем иную окраску, чем для самой Цветаевой и ее современников. Сюжет мифа получил широкое распространение в литературе и искусстве. К этой теме обращались Сенека, Еврипид, Расин и другие.
И в современном психоанализе описан синдром «комплекс Федры», представляющий собой трактовку психических отклонений, основой которых является любовь матери к сыну. Пылкая, всепоглощающая любовь Федры не могла не найти отклика у Марины Цветаевой. Отправной точкой наших построений служит любовь как чувство, которому М. Цветаева поклоняется и как человек, и как творческая личность.Описанная в трагедии любовь царицы Федры к своему пасынку Ипполиту традиционно рассматривается как инцест. Но в классической Греции понятие инцест не совсем совпадает с современной нашему времени трактовкой.
В мифе Федра нарушает закон, правила существования в обществе, в котором она живет. А для Марины Цветаевой над любовным чувством не может быть обычного суда - это скорее мировой закон. «Сознание поэта вытесняет критические оценки - Федра не стыдится своего чувства. Ее любовь, как для Цветаевой любовь вообще, составляет центр всего. Цветаева делает акцент на чувстве Федры - не героиня сама по себе является источником и движителем сюжета, но чувство, которое Федра испытывает, Федра - это сам текст, это сама Цветаева» [1, С. 24].
В мифе Любовь для Федры только рана: "Эрота жало я в сердце ощутила" [3, ст. 392]. «Молчанием и тайной она хотела бы скрыть этот недуг» ". [3, ст. 394]. Федра не любит Ипполита тем сложным чувством, где инстинкт подвергся этической переработке. Ипполит для нее - человек, которого она страстно желает, но в то же время это естественный враг ее детей и сын ее соперницы.«Меня убивает, подруги, страх, чтобы не сказали про меня, что я опозорила мужа и детей, которых я рожала. О, нет! Пусть, свободные и цветущие смелой речью, они обитают город славных Афин, не краснея из-за матери» " [3, ст. 396.]
Но при этом Героиня мифа идет на все, лишь бы удовлетворить свое физическое влечение к Ипполиту. Бешеный конь ее страсти влечет ее туда, куда ей идти не следует. Тогда как Федра Цветаевой - чистая, честная и безумно любящая женщина. В пьесе Цветаева бьется над идеей вечной, вневременной, всепоглощающей и гибельной страсти. В то же время Цветаева подчеркивает, что, полюбив пасынка и открыв ему свою любовь, Федра не совершает преступления, ее страсть - несчастье, рок, но не грех. С одной стороны, роковая страсть Федры - божественный замысел, воля Афродиты. Но вместе с тем это - инстинктивное, подсознательное начало, «крови голос», генетически зависимый от прошлого.«Образ Федры Цветаевой неизбежно трагичен, ее преследует роковая страсть, избавлением от которой может быть только смерть. Кочующая из века в век Федра навсегда осталась женщиной, страдающей от силы, с которой нельзя бороться, силы, которая из душевной превращается в физическую, высасывая из героини жизнь» [6, c.27].
Но вернемся к нашим размышлениям, возможно ли театральное осуществление по драматургическим произведениям М.Цветаевой?«В спектакле, поставленном в театре на Таганке, Роман Виктюк совместно с Аллой Демидовой сознательно пошли на вольное и расширенное истолкование цветаевской трагедии и внесли ряд мотивов, которые отсутствовали в оригинале, но так или иначе были связаны с биографией поэта»[4]. Насколько правомерен такой подход? Можно ли переходить грань биографии и текста? И правомерно ли отождествлять, пусть не до конца, героиню (тем более такую, за которой тянется огромный шлейф культурных ассоциаций и архетипов) и автора? Большая поэзия – не отражение предчувствий и биографических проблем автора, а попытка понять и художественно воссоздать законы мира и жизни (бытия).
Но с нами спорит и актриса Алла Демидова, сыгравшая главную роль в спектакле «Федра»: «Работая над «Федрой», я поняла — поняла изнутри, что у трагедии древних свои законы. В ней нет понятия греха, каким оно явится миру в христианстве. И хотя у Цветаевой, разумеется, это понятие есть и ее Федра казнит себя так же, как сама Цветаева казнила себя, подогнув колени под петлей в Елабуге, за все ошибки, за все грехи, тем не менее, она знает и понимает эти законы древней трагедии и античного мифа»[2]. Нам кажется, не совсем верным видеть в каждом биографическом совпадении автора и героя непременно отражение его личных проблем. Даже если Федра возникла как выражение суицидальных порывов Марины, она все равно намного шире и глубже и вообще уже не о том, а о бытийных истоках этого явления. Художник даже свои психологические, проблемы в творчестве преображает в рассмотрение общих бытийных законов.
У спектакля Романа Виктюка сильный невербальный компонент, когда Текст даже мешает! Но тогда зачем он (именно он, этот Текст Марины Цветаевой) взят режиссером. Видимо, Виктюком неслучайно выбран гениальный литературный текст Марины Цветаевой, а не просто стихотворная ткань. В вербальном искусстве (настаиваем на слове «искусство») всегда присутствует невербальный слой, который нельзя выразить словами. Это то, ради чего пишется этот самый текст. Мы считаем, что в постановке Романа Виктюка этот невербальный смысл пойман с помощью пластики, с ее помощью тонко передана преломленная античность, совсем без слов, без текста. Невербальное ядро, невербальный смысл - это как раз то важное, что может быть трансформировано в другую систему. А сам Текст остается Текстом, и трансформировать его невозможно.
Попробуем все-таки ответить на вопрос, заданный нами в начале статьи: в чем привлекательность пьес Цветаевой для современного театра? Почему спектакли, по ним поставленные, легко дают фору в популярности самым «ультрасовременным» постановкам?
Дело, видимо, в том, что в процессе сценической трансформации создается новое произведение, остросовременное по форме и по сути, отвечающее на специфически современные вопросы, как эстетические, так и экзистенциальные, и вместе с тем глубоко укорененное в традиции, в классике, поскольку своей основой, своим истоком имеет текст пьесы Марины Цветаевой, который, в свою очередь, берет начало в античности.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.