logo search
ChOKS_2014

Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры

Р.А. Азанбаева

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Бенин В. Л., д.п.н., профессор

В XXI веке очень много различной рекламы. Так много, что попытки избежать столкновения с рекламой становятся бесполезны. Она в телевизоре, она по радио, она на рекламных щитах, на растяжках через дорогу, на скамейках, на стенах зданий, в Интернете.

Как правило, это реклама обычных продуктов или услуги. Есть еще и социальная реклама (но она менее распространена), призывающая нас усыновить сироту или соблюдать чистоту. Об эффективности такой рекламы можно судить по числу детских домов и чистоте наших улиц со времени появления рекламы.

Люди настолько привыкли к пестроте окружающей рекламы, что перестали обращать на нее достаточно внимания. Даже новая реклама, будучи лишь рекламой, не получит достаточного отклика. А при активной трансляции (видео, аудио, изо) возможно даже наоборот – отторжение.

Очень распространены в современном обществе рыночные отношения. Они присутствуют практически во всех сферах человеческой деятельности. В результате рынок товаров и услуг близок к насыщению. И если на одни товары и услуги спрос превосходит предложение, то у других товаров и услуг наоборот – предложение превосходит спрос. Востребованность тех или иных продуктов и услуг формируется с помощью маркетинга и маркетинговых технологий.

Маркетинг и маркетинговые технологии используются и для понижения спроса на чрезмерно популярные продукты, и для популяризации не востребованных товаров и услуг.

Продвигать популярный товар или услугу, или понижать спрос на них несравнимо легче, чем популяризировать товар или услугу с устойчивым негативным образом.

Для повышения востребованности заведомо не популярного товара необходимо выявить и проанализировать факторы формирующие негативный образ товара или услуги. И разрабатывать стратегию продвижения продукта опираясь на выявленные факторы. У таких стратегий два основных направления: первое – нейтрализовать факторы формирующие негативный образ товара или услуги; второе – сконцентрировать внимание потребителя на преимуществах и достоинствах данного продукта перед аналогами.

Мнения «не важно что рекламировать, важно как это делать» и «при хорошей рекламе можно продать все, что угодно» сегодня актуальны как никогда. Сейчас к услугам рекламных агентов великое множество средств и способов рекламы. С одной стороны, это преимущество – увеличивается число потенциальных потребителей. С другой стороны, это недостаток – таким образом усилия затрачиваемые на достижение эффекта «распыляются».

Кроме того, реклама каждого отдельного продукта/услуги имеет еще и свои индивидуальные особенности. И стратегии рекламы банковских кредитов, сигарет и социальной рекламы будут принципиально разными.

Социальная реклама сама по себе наиболее трудная. А если речь идет о рекламе культуры человека в целом и рекламе чтения в частности, то это, пожалуй, наиболее тяжелые для восприятия и рекламы «продукты».

В последнее время проводится много различных акций и мероприятий направленных на формирование читательской культуры и популяризации библиотек. Однако такие акции и мероприятия не оказывают того эффекта, на который рассчитывают их организаторы.

Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. [2]

В сфере чтения намечаются два противоположных процесса: с одной стороны, наблюдается тенденция тяготения к чтению произведений развлекательной, так называемой «легкой» литературы. С другой, все большее значение приобретает профессиональная литература, в связи с повышением статуса высшего образования. Увеличивается число людей, желающих получить диплом о втором высшем или последипломном образовании и защитить ученую степень. [1]

С нашей точки зрения, для популяризации чтения нужна не просто хорошая реклама, а нечто совершенно новое. Полномасштабная, целенаправленная маркетинговая компания весьма не традиционная по содержанию и креативная по исполнению.

Например, устраивать розыгрыши значимых призов по книгам. Но не по основным сюжетам, персонажам и фразам, а по мелочам, которые можно обнаружить, только если читать всю книгу. И читать вдумчиво.

Можно сделать рекламу процесса чтения такой же частой, как реклама сотовой связи или кредитов.

Или снимать по книгам фильмы. Без малейших отклонений от авторского замысла, со всеми описанными подробностями. Но не до конца, а обрывая сюжет на кульминационном моменте.

Список используемой литературы:

  1. Коган, Е.И. Чтение нуждается в защите [Текст] / Е.И. Коган. // Российская книжность в Америке. Статьи. Портреты. Рецензии. – 2009. – № 4. – С. 140–146.

  2. Перцовская, Р. Ф. Культура чтения в эпоху электронных технологий [Текст] / Р. Ф. Перцовская // Вестник библиотек Москвы. – 2009. – № 4. – С. 10.