logo search
ChOKS_2014

Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства

Э.М.Баянова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Уразметов Т.З.  канд. культ., доц

  «Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии»[5; 169]. Книги Библии схожи с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока. Можно провести множество параллелей между героями шумерской мифологии и текстом Библии.

Появились первые шумерские поселения около 4000 до н.э. Наиболее крупными из этих городов были Эриду, Ниппур, Киш, Лагаш, Урук, Ур и Умма. Благодаря археологическим раскопкам, проведенным в Месопотамии, были откопаны такие могущественные города, как Ур, Вавилон и Hиневия, а в царских дворцах найдены тысячи табличек с клинописью, которые удалось прочитать. По своему содержанию эти документы делятся на исторические записи, дипломатическую корреспонденцию, договоры, религиозные мифы и поэмы, среди которых находится древнейший эпос человечества, посвященный шумерскому национальному герою Гильгамешу. Когда клинопись расшифровали, стало ясно, что Библия, которую на протяжении веков считали оригинальным творением древних евреев, берет свое начало у месопотамской традиции, что многие частные детали и даже целые рассказы в той или иной степени заимствованы из богатой сокровищницы шумерских мифов и легенды.

Мы же будем устанавливать взаимосвязи между шумерскими и библейскими сюжетами. «И хотя сами создатели Библии нигде не упоминают о заимствованиях в литературных традициях других народов, мы сейчас хорошо знаем, что многое в библейских сюжетах становится понятным через шумеро-аккадскую мифологию: эпосы, легенды и предания»[3; 251].

Библия говорит о первозданном океане. По древнейшим представлениям шумеров, такой первозданный океан был в начале сотворения мира. И по Библии, и по шумерской космогонии, этот океан разделился на небесный свод и плоскую землю, отделенные друг от друга воздухом — вечно движущейся, всепроникающей «атмосферой», из которой созданы были небесные светила: солнце, луна, планеты, звезды. Потом — последовательность изложения событий в шумерских мифах и в Библии одна и та же — появились растения и животные. И по Библии, и по шумерской мифам, последним был сотворен человек.

Рассмотрим мифы о сотворении человека. В поэме "Энки и Нинмахх" боги вылепили человека из глины подземного мирового океана Абзу и определили его судьбу - он должен был трудиться на благо богов.

Библия же гласит "И создал Господь Бог человека из праха земного" (Быт. 2:7)[2].

Если рассматривать грехопадение человека, то в мифе о боге Энки рай изображен как сад, полный плодовых деревьев, где люди и звери живут в мире и согласии, не зная страданий и болезней. Расположен он в местности Дильнум, в Персии. «Шумерский рай не был предназначен для людей. Это было место, где могли пребывать только боги»[1; 55]. Шумерский герой Гильгамеш отправился на райский остров, где жил любимец богов Утнапиштим, чтобы получить от него растение жизни. Когда он возвращался по реке, один из богов, не желая, чтобы человек получил бессмертие и стал равен богам, принял облик змея и, вынырнув из воды, вырвал у Гильгамеша волшебное растение.

В Библии Змей соблазняет Адама и Еву отведать плодов с дерева познания добра и зла, в месопотамском мифе коварным советником людей является бог Эа. Бог изгнал Адама и Еву не только за непослушание, но также из опасения, что они потянутся за плодом дерева жизни и, подобно богу, обретут бессмертие:

"И сказал господь бог: вот, Адам стал как один из нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Быт. 3:22)[2].

Миф о сотворении женщины. У бога Энки болело ребро. Hа шумерском языке слову "ребро" соответствует слово "ти". Богиня, которую позвали, чтобы она вылечила ребро у бога Энки, зовется Hинти, то есть "женщина от ребра". Hо "нинти" означает также "дать жизнь". Таким образом, Hинти может в равной мере означать "женщина от ребра" и "женщина, дающая жизнь".

В библейской версии: "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]." (Быт. 2:21-23)[2].

«Шумерская Список используемой литературы: оказала на древнееврейскую глубокое и сильное влияние. Поэтому одной из увлекательнейших сторон расшифровки и перевода клинописных текстов является установление сходства или параллелей между шумерскими и библейскими сюжетами»[5; 169].

При раскопках шумерского города Ниппур была найдена табличка, вернее, фрагмент таблички, на котором сохранилось шесть столбцов. «Содержание этого фрагмента в основном посвящено потопу. До сих пор он остается уникальным, несмотря на то, что ученые сделали все от них зависящее, чтобы отыскать еще хотя бы одну аналогичную табличку. Ни в одном музее, ни при новых раскопках, ни в частных коллекциях не было обнаружено даже обломка с надписью, посвященной потопу»[5; 175]. Фрагмент, повествующий о «шумерском потопе», хранится в Филадельфии в Музее Пенсильванского университета. Он был опубликован в 1914 году известным ассириологом и шумерологом Арне Пёбелем.

Потоп, обрушившийся «на страну», продолжался семь дней и семь ночей, а на восьмой день явился бог солнца Уту:

«Потом вышел Уту, тот, кто дает свет небесам и земле.

Тогда Зиусудра открыл окно на своем огромном корабле,

И Уту, герой, проник своими лучами в огромный корабль.

Зиусудра, царь. Простерся перед Уту,

Царь убил для него быка, зарезал овцу»[6].

В конце поэмы Зиусудра получает «жизнь, подобно богу», и «вечное дыхание», которое дают ему всемогущие божества Ан и Энлиль.

Очевидно, что богобоязненный царь Зиусудра, бессмертный старец Утнапиштим и благочестивый патриарх Ной — одно и то же лицо, тот же самый персонаж, лишь по-разному названный шумерами, вавилонянами и древними авторами Библии. «И столь же очевидно, что библейская история потопа восходит к шумерской мифологии, создававшейся за несколько тысяч лет до того, как была написана священная книга иудеев и христиан»[4; 31]. Творцы Библии жили в стране, не знавшей ни губительных ураганов, ни грандиозных наводнений, ни мощных разливов рек. Всем этим стихийным бедствиям подвергалась земля Двуречья, страна шумеров. Быть может, рассказ о потопе — не библейский, а шумерский — отражает реальное событие, происходившее за много тысяч лет до нашей эры?

Так этот миф просуществовал тысячелетия. К шумерскому первоисточнику восходят вавилонский миф о потопе и многие другие. Легенда о потопе, возникшая у шумеров и впервые ими записанная, вошла в мифологию и религию многих народов. Через Библию она стала достоянием всех монотеистических религий, где указана в качестве одного из основных сюжетов. Читая в Библии о том, как бог, разгневанный прегрешениями людей, постановил: «…Через семь дней Я наведу дождь на землю сорок дней и сорок ночей и сотру с лица земли всякое существо, которое Я создал» (Быт. 74), следует помнить, что библейский рассказ о потопе – не оригинальная легенда. Его шумерский прототип возник за две тысячи лет до составления Библии.

В ближайшие годы, по мере обнаружения все большего количества шумерских литературных документов, количество шумерских параллелей будет расти и множится. Можно с уверенностью сказать, что шумеры были народом столь выдающегося литературного и культурного значения для Древнего Ближнего Востока в целом, что оставили неизгладимый отпечаток в произведениях еврейской литературы, которая использовала шумерские сюжеты по своему усмотрению.

Список используемой литературы:

  1. Белицкий, М. Шумеры. Забытый мир. [Текст] / М. Белицкий. - М.: Вече, 2000. — 432 с.

  2. Библия

  3. Гуляев, В.И. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории [Текст] / В.И. Гуляев. - М.:Алетейя, 2004. – 440 с.

  4. Кондратов, А. Великий потоп. Мифы и реальность [Текст] / А. Кондратов. – М.: Гидрометеоиздат, 1984. – 152 с.

  5. Крамер, С. Н. История начинается в шумере [Текст] / С. Н. Крамер. - М.: Наука, 1965. - 257 с. 

  6. Эпос о Гильгамеше [Электронный ресурс]/Библиотека Максима Мошкова.- Режим доступа: http://lib.ru/POEEAST/gilgamesh.txt:-22.03.2013.