logo search
ChOKS_2014

Формирование экономической культуры воспитанников детского дома

Выполнила: А. Г. Аюпова,

Научный руководитель: Р.Ф. Кабиров, к.э.н., доцент

Социально сиротство, безнадзорность и беспризорность становятся в последнее время предметом пристального внимания государства. Однако при всех положительных тенденциях нельзя не отметить, что из сиротских учреждений выходят дети, не подготовленные к самостоятельной жизни в современном обществе, поэтому очень важно помочь социализироваться воспитанникам, формировать их экономическую культуру.

Формирование экономической культуры воспитанников детского дома, неблагополучных подростков – это сложная задача, так как большинство подростков, попавших в специализированное учреждение, уже знакомы с уличной жизнью, часто связаны с криминальной и полукриминальной деятельностью. Наряду с отсутствием общей культуры у них уже сформировались собственные представления об успехе в жизни, о том, как можно зарабатывать деньги, о том, что для них хорошо, а что - плохо.

Между тем по неофициальным данным до 20% выпускников детских домов попадают в места заключения. Одновременно растет число «детей улиц», которых по официальной статистике насчитывается в стране около 600 тыс. [4, С.24].

Исходя из выше изложенного, можно определить следующие цели данной статьи:

Во-первых, выявить сущность экономической культуры общества, в частности воспитанников, специфику ее проявления в современной России.

Во-вторых, показать, что в обществе функционируют различные типы экономической культуры и экономического поведения, а также обосновать такое понятие, как приемлемое экономическое поведение.

В-третьих, обрисовать основные черты экономического поведения неблагополучных воспитанников и наметить важнейшие пути формирования приемлемого экономического поведения данной группы на основе формирования их экономической культуры.

Научными исследованиями показано, что у воспитанников детского дома происходит недоразвитие самосознания, произвольности и, как следствие, возникают трудности перехода от ситуационного к активному, свободному поведению, в том числе в поведении касающегося экономической стороны. Большинство воспитанников не ценят материальные средства, не умеют распределять расходы, а также не редки случаи кражи имущества и денежных средств.

Экономическая культура, на наш взгляд, - это совокупность ценностей, значений, норм морали, обычаев, посредством которых регулируется и направляется экономическое поведение людей [1, С.117].

Структуру экономической культуры можно рассматривать с разных позиций. С точки зрения се реального функционирования на уровне личностного и можно выделить следующие элементы:

1. ценности и мораль (трудовая этика);

2. научные и инструментальные знания (профессиональные, специализированные);

3. нормы и нормативную регуляцию поведения;

4. различные модели экономического поведения.

Большое значение для формирования определенного экономического поведения имеют характерные для определенных социальных слоев населения экономические стереотипы. Для воспитанников характерно не слишком задумываться о будущем и получать материальные блага «здесь и сейчас».

Главные различия в экономической культуре, по мнению Р. В. Рывкиной, проявляются не между разными сферами ее реализации (торговля, труд, инвестиции), а между разными социальными субъектами, между группами населения, культура которых, так или иначе различается [5, 106].

При различных особенностях экономической культуры во многих стран везде сохраняются одни и те же структурные закономерности. Экономическая культура как бы «перекачивает» ценности и установки людей из духовной сферы в материальную. Она воплощает ценности и интересы в материю действий: в производство товаров и услуг, в финансовые операции, в инвестиции, в торговые сделки и т. д.

В основе экономического поведения лежит система норм и правил, отражающих функциональные характеристики различных элементов. Эти нормы и правила закреплены юридически, в традициях обыденной жизни, а так же в функциональной программе самих рыночных элементов.

На наш взгляд, экономическая культура личности и отдельных социально-демографических групп может формироваться двумя основными путями:

Первый путь – сознательно-целенаправленный. Он характерен для социально благополучных слоев населения. В данном случае люди начинают свой жизненный путь с обучения, последовательно усваивая, в том числе и экономические знания. Затем они вступают во взрослую жизнь, осуществляя определенную экономическую деятельность на основе усвоенных правил, ценностей, норм экономической культуры. В большинстве своем воспитанники, сформировавшие экономическую культуру, таким образом, соблюдают нормы приемлемого экономического поведения [3, С.174].

Второй путь формирования экономической культуры — стихийный. Он присущ подросткам и молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. К сожалению, нередко воспитанники выбирают именно этот путь.

Подростки, попав на улицу, оказавшись практически без средств к существованию, вынуждены их каким-то образом добывать. Как правило, в процессе добычи средств к существованию, они развивают девиантные формы поведения.

Их экономическое поведение с точки зрения общества неприемлемо, так как оно разрушает саму личность подростка, способствует криминализации общества и ухудшает его социальный потенциал.

Криминальные формы экономического поведения опасны для жизни подростков. Например, весьма распространены такие виды криминального экономического поведения, как проституция, воровство, распространение наркотиков, попрошайничество, продажа ворованных вещей, рэкет, мошенничество, угон автомобилей. При этом криминальные сферы деятельности хорошо организованы и управляемы взрослыми [2, С. 89].

Подводя итоги всему сказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Формирование экономической культуры воспитанников детского дома и приемлемого экономического поведения является важнейшей задачей общества, так как выступает важнейшим фактором его устойчивости и стабильного развития.

2. Формирование экономической культуры и приемлемого экономического поведения у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является вдвойне важной задачей, так как данная социально-демографическая группа выступает составной частью социально-демографического потенциала общества.

5. Формирование экономической культуры и приемлемого экономического повеления у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, возможно лишь при сочетании различных форм экономического образования и практической экономической деятельности учебного характера.

На наш взгляд, именно развитие различных форм и видов учебной экономической деятельности подростков остается главной проблемой, которую предстоит решать и обществу, и государству в целом, и специализированным учреждениям для подростков в частности.