Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
Д.А. Афанасьева
Башкирский республиканский колледж культуры и искусства
Научный руководитель: Карпова О.М,
преподаватель русского языка и литературы
Стремление В.Г. Короленко соединить социологический подход к человеку с естественнонаучным, антропологическим его пониманием вело писателя к наиболее значительным художественным и философским открытиям. Уже самим заглавием – «Слепой музыкант» – В.Г. Короленко определил одну из важных тем своего произведения. Главный герой – слепой, то есть человек, обделенный природой, лишенный способности видеть. Но при этом он – музыкант, а значит, от природы он наделен тонким и острым слухом, музыкальным талантом. Таким образом, он одновременно и «унижен», и «возвышен» природой. Тема зависимости человека от природы, от биологических ее законов, определяет существенную сторону этого произведения, именно – его научную основу [4, с. 20]. В центре нашего внимания оказываются средства раскрытия характера героя в повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Задача нашего исследования – выявить основные этапы становления героя в повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
При внимательном чтении повести В.Г. Короленко можно обнаружить отголоски тех естественнонаучных идей, которые помогли писателю понять и художественно раскрыть внутренний мир слепого мальчика. Так, большое место в рассказе занимает теория Э. Геккеля, который вслед за Дарвином утверждал, что человека нельзя понять, если рассматривать его вне общей и последовательно развивающейся картины эволюции всего животного мира. Э. Геккель сформулировал так называемый биогенетический закон, устанавливающий взаимосвязь и взаимозависимость между индивидуальным развитием особи и развитием ее предков. О судьбе своего героя, мальчика с закрытыми навсегда окнами души, Короленко рассуждают в духе этой естественнонаучной теории. Природа, считает он, передала слепому опыт предшествующих поколений, внутреннюю способность зрения, и только непонятный случай лишил его возможности осуществить его внутреннюю способность. Будучи звеном в общей цепи человеческого рода, герой Короленко наделен потребностью видеть, и эта неутолимая потребность, эти, как пишет Короленко, «бессознательные толчки природы» еще более усугубляют трагизм положения мальчика. Но от той же природы, как уже было сказано, герой рассказа получает и некую «компенсацию» – необычайно обостренное восприятие звуков. Может быть, замена световых восприятий звуковыми и будет для мальчика выходом из трагической ситуации? Художественному решению этого вопроса и посвящен «этюд» Короленко.
Сюжет «Слепого музыканта» включает в себя два повествования. Первое – о том, как слепорожденный мальчик инстинктивно тянулся к свету: здесь речь идет о естественной природе человека, протестующей против частного случая нарушения ее общих законов. Второе повествование удаляется от биологических свойств человека и касается прежде всего его социальных чувств. Это история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе эгоистичную сосредоточенность на собственном страдании и сумел выработать активное сочувствие ко всем обездоленным людям. Общественное чувство выступает в рассказе, как особый оздоровляющий инстинкт, развитие которого может восстановить даже нарушенную слепыми природными силами гармонию человеческого существования.
Органическое соединение этих двух повествований, необходимое Короленко для того, чтобы раскрыть диалектику природного и общественного начала в человеке, потребовало от писателя создания сложного характера главного героя [1, с. 165-166].
На формирование личности слепого мальчика оказали «толчки природы», давление опыта предшествующих поколений, все это и выдвигало на первый план интуицию, инстинкт, неосознанные порывы.
Интуиция выступает в рассказе Короленко как мощная сила, вызывающая громадное и плодотворное напряжение психологических сил и возможностей человека. Пусть интуитивные, смутные порывы к неизведанному причиняли Петру глубокие страдания, они были в то же время для него зовом живой жизни, выводившими его из состояния одиночества и обособленности от остального человечества [2,с. 17].
Интуитивным началом в душе слепого являются детские сны, в которых он что-то «видит». «Он приподнялся. Казалось, тяжелый туман застилал его сознание. Но через минуту он сказал:
– Я опять видел сон … Я теперь часто вижу сны, но … ничего не помню…» [5, с.46].
Стремление человека к счастью, хотя и неизведанному, но заложенному в свойствах человеческой природы, – этот мотив характерен не только для «Слепого музыканта», он звучал и в «Сне Макара», и в таких рассказах, как «Соколинец», «Убивец», «Марусина заимка». Что-то неопределимое и непреодолимое мешает героям Короленко превратиться в «практический тип», приспособиться к окружающей среде и обстоятельствам, сколь бы логичным и оправданным ни казалось такое приспособление.
В сюжете повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант» путь главного героя к истинному прозрению достаточно труден. Помогает Петру преодолеть физическую и нравственную слепоту его занятия музыкой. Обратимся к основным эпизодам повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант», проявляющим преображение главного героя с помощью музыки.
Первые признаки уникального слуха заметил дядя мальчика Максим. «Кто знает, – думал старый гарибальдиец, – ведь бороться можно не только копьем и саблей. Быть может несправедливо обиженный судьбою, подымет со временем доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жизнью, и тогда я недаром проживу на свете, изувеченный старый солдат…» [5, с. 109]. Максим утверждал, то, что у мальчика есть все шансы развить свои способности, до такой степени, «чтобы, хотя отчасти вознаградить его слепоту, но для этого нужно упражнение, а упражнение вызывается только необходимостью. Глупая заботливость, устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нем все шансы на более полную жизнь» [5,с. 102].
Искусство вошло в жизнь слепого так же стихийно и незаметно, как и другие жизненные впечатления. Это было что-то смутное и неопределенное, тревожившее его детские сны, чему он сам не мог вначале ни придумать названия, ни найти объяснения. Оказалось, что это были переливчатые звуки свирели, которые неслись из конюшни, смешивались с шорохом южного вечера. Таким образом, источником первых художественных впечатлений слепого была безыскусственная народная поэзия, первым его учителем музыки был простой мужик – дударь Иохим.
Влияние народной поэзии на зарождение и развитие музыкального чувства слепого оказалось решающим и окончательным. Борьба венского пианино с украинской дудкой окончилось полным поражением замысловатого городского инструмента. В сфере искусства простой «холоп» победил гордую «пани». Пианино только тогда смогло занять свое место в художественных переживаниях ребенка, когда его клавиши и струны стали играть не трескучие мудреные «пьесы», а тихую и грустную украинскую «думку».
Зарождение музыкального чувства, по мысли писателя, не только в данном случае связанно с народным творчеством. Напротив, Короленко рассматривает это как закономерное явление. В газетной редакции повести, говоря о первых музыкальных впечатлениях маленького Петра, он делает такое подстрочное примечание. «Биограф живописца Хогарта рассказывает, что он простаивал целые часы в безмолвном созерцании перед нарисованной на полотне волнистой линией. Будущий художник быстро схватывает различные сочетания линий, но даже простейшая линия, проведенная умелой рукой на чистом листе бумаги, имеет для него особую привлекательность. То же можно сказать о художнике музыканте. Прежде чем изучить комбинации звуков, – он любит самые звуки, элементы их комбинаций, и каждый из них падает в его душу со всей полнотой впечатления, недоступного для других. Эта любовь переходит затем на мелодию, развивается и крепнет с ее развитием. Но едва ли можно сомневаться, что она чаще встречается в нехитрой песне самородка певца, чем в сложнейших симфониях, исполняемых умелыми руками хорошо обученных музыкантов» [1, с.159].
Народное творчество вошло в искусство Петра как естественная готовая форма, в которую отливались его личные переживания, а затем и его общественные настроения. Личное творчество и народное искусство органически объединились в его композициях. «Он и сам не мог отделить в своих песнях этих двух элементов: так цельно слились в нем оба». Народные напевы звучали в его импровизации, отразившей чувства, овладевшие им после любовного объяснения с Эвелиной, народная же мелодия: «подайте слипеньким … ради Хрии-и-стаа-а» – напоминала «счастливым о несчастных» во время первого публичного выступления музыканта.
Преодолев свое личное страдание, слепой обретает себя в служении людям, решив этим проблему смысла жизни и счастья человека, соотношения личного и общественного на путях сближения с народом. Короленко утверждает в «Слепом музыканте» не только возможность, но и неизбежность стремления к свету, к полноте человеческой личности. Желание слепого мальчика понять при помощи осязания различие цветов, его стремление уже в юношеском возрасте найти звуковые соответствия зрительным впечатлениям – таковы отдельные эпизоды этой борьбы за свет.
Внутренне живой и жизнеспособный человек не может ограничиваться урезанным счастьем, если он чувствует хотя бы потенциальную возможность полноты восприятия жизненных благ. И в этом случае неизбежны чувства гнева и возмущения против того, суживает пределы человеческих возможностей, ограничивает полноту человеческой личности.
Развитие действия повести показывает «непреоборимую» власть интуитивного начала в душе слепого: детские сны, в которых Петрик что-то «видит», изучение окрашенных лоскутков и цветных перьев аиста, страстный порыв к свету под влиянием любви, попытка окрашивания звуков. Например, в шестой главе дядя Максим пытается пояснить своему ученику, что такое «красный» и «малиновый» звон колоколов. «Но слепой Петр Попельский не может уяснить «идею» колокольного звона, – или, вернее, того, что за ним стоит, – так как ему недоступны зрительные образы, необходимые для того, чтобы из отдельных чувственных восприятий в его сознании возникло сложное представление об особом звоне. И дядя Максим заменяет зрительные образы слуховыми, музыкальными, добиваясь, чтобы у слепого мальчика из «рассеянных», «эмбриональных», не соединенных друг с другом впечатлений возникла атмосфера весенней пробуждающейся жизни, а вместе с нею и представление о веселом, праздничном звоне колоколов» [5, с.123].
Петр пытается понять что такое «красный Звон», а Максим пытается объяснить этот цвет ассоциативно, звуками: «…Что такое красный звон, ты можешь узнать не хуже меня: ты слышал его не раз в городах, в большие праздники…
– Да, да, погоди, – сказал Петр, быстро открывая пианино.
Он ударил своей умелой рукой по клавишам, подражая праздничному колокольному трезвону. Иллюзия была полная…
– Да, – сказал Максим,- это очень, похоже, и мы, с открытыми глазами, не сумели бы усвоить это лучше тебя… Существует также «малиновый» звон, как и малиновый цвет. Оба они очень близки к красному, но только глубже, ровнее и мягче…
И инструмент зазвенел ровнее. Начавшись высоко, оживленно и ярко, звуки становились все глубже и мягче. Так звонит набор Колокольцев под дугой русской тройки, удаляющейся по пыльной дороге в вечернюю безвестную даль, тихо, ровно, без громких взмахов…» [5, с. 124].
«Толчки природы» не позволяют герою «Слепого музыканта» успокоится на тех скудных радостях, которые может дать жизнь слепому, они спасают его от состояния жалкого довольства, вызывают беспокойство, тревогу и инстинктивное возмущение судьбою. Но в то же время сами по себе они могут привести лишь к обостренному ощущению личного горя, к слепому эгоистическому страданию. «Толчки природы» устанавливают связь индивида с человеческим родом, но этого для живого человека недостаточно. Нужна еще непосредственная связь с обществом, с эпохой, с людьми своего времени, и здесь подспудная работа смутных толчков природы оказывается недостаточной.
В результате упорного труда слепой Петр становится знаменитым музыкантом, побеждая тяжелый физический недуг. Но скоро ему начинает казаться, что это только иллюзия счастья, что он прозрел ценой невероятных страданий лишь на мгновенье. Постоянная сосредоточенность на своем несчастье делает его, в конце концов, мрачным эгоистом, душа его и что такое существование совершенно бесцельно. Но под влиянием старого гарибальдийца Петр постепенно исцеляется от своего отчаяния, отрешившись от эгоизма. Он узнал, что есть слепцы, которые лишены вдобавок и любви и ласки, чего он сам не был лишен. Петр захотел послужить людям своим искусством, что нужен и полезен, и душа его наполнилась светом. Духовное прозрение слепого музыканта произошло в результате сближения его с людьми.
Повесть В.Г. Короленко оканчивается знаменитыми словами: «Да, он прозрел... На место слепого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных...» [5, с. 148].
Гармонии с миром слепой музыкант достигает во время своего дебюта в Киеве. Это момент окончательного «прозрения», за которым любовь, паломничество со слепцами в Почаев, рождение зрячего сына. Перед нами в финале повести В.Г. Короленко представлена яркая сложившаяся личность, способная волновать сердце и вести за собой. В музыке Петра, насыщенной образами природы, по-прежнему звучат боль и страдание, но это уже не эгоистичные личные чувства, это становится глубоким пониманием [4, с. 27]. Стремления героя повести к свету, к полноте жизни воплотилось в его музыке. Это не та музыка, которая «собирает толпы разряженных франтов и барынь, которые от «вальсов» и «ноктюрнов» будут утирать слезы платочками», а музыка – «богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкою струею, то, поднимаясь торжественным гимном, то, разливаясь задушевным грустным напевом», она «была тьмой на фоне яркого света, напоминавшая о горе среди полноты счастливой жизни…» [5, с. 147-148].
Жизненный путь главного героя повести В.Г. Короленко – это путь обретения веры в собственные силы и свой талант, дающий преимущество над толпами «зрячих». Отныне его главным языком становится музыка, через которую он «видит» мир и в которой выражает свое отношение к нему. Философский смысл повести «Слепой музыкант» обнаруживается в духовном прозрении героя, в преодолении им чувства внутреннего эгоизма, в сознании, что подлинный смысл жизни, истинная полнота существования – в единении с людьми и в служении им.
Список используемой литературы:
Аверин, Б.В. Владимир Короленко [Текст]/ Б.В. Аверин //История русской литературы : в 4-х т. Т. 4. – Л., 1983. – С. 143-177.
Айхенвальд, Ю.И. Короленко [Текст]/ Ю.И. Айхенвальд // Айхенвальд, Ю.И. Силуэты русских писателей: В 2-х т Т.2. – М., 1994. – С.12-19.
Бахтин, М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук [Текст]/М.М. Бахтин.– СПб: Азбука, 2000. – С. 32-49.
Гайдукова, И.Б. Российская действительность и социальный контекст в творчестве В. Г. Короленко [Текст]/ И.Б. Гайдукова // Вестник Москвы. – Сер. 7. – Философия. – 1994. – № 3. – С. 20-28.
Короленко, В.Г. Слепой музыкант [Текст]/ В.Г. Короленко// Короленко, В.Г. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.3. – М., 1971. – С. 3-148.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.