logo search
ChOKS_2014

4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"

5. Работа с текстами поэм Байрона по формированию умения перейти от уровня содержания самостоятельно прочитанных поэм Д.Г.Н.Байрона (пересказ) к уровню смысла. Формирование понятий " романтизм", "романтический герой"

Слово учителя:

Главный закон романтизма, главный закон того времени, закон поэтики произведений Байрона можно выразить словами Г. Гейне: "весь мир надорван по самой середине, а так как сердце поэта - центр мира, то в наше время оно должно самым жалостным образом надорваться" [2,13]. Другими словами, выразить трагическую надорванность мира может лишь сердце поэта. Но сердце, отражая этот мир, не может не надорваться. Нужно обладать величайшей прозорливостью, гениальностью, но более всего мужеством и любовью ко всему человечеству, чтобы взять на себя все его пороки, показать, выразить эти пороки через свое раненое сердце. А поэзия Байрона-романтика – это поэзия сердца, это история человеческого мира через надорванное сердце поэта. Следующий этап нашей работы - это прочтение поэм сквозь призму данных метафор-проблем.

- Как вы считаете, какие аспекты художественного мира данных произведений помогут нам выйти на решение данных проблем? (Герой, его взаимоотношения с миром).

- Одним из характерологических свойств героя романтического произведения, как вы помните, является пейзаж. Какова его главная типологическая особенность? (Это бурный, как правило, морской пейзаж.)

Школьники выразительно зачитывают фрагменты из поэм [1,44].

- Почему романтики для характеристики своих героев чаще всего обращаются именно к морскому пейзажу? Кстати, Байрона называют "поэтом моря". (Символ свободы героя).

- Обратимся к не морскому пейзажу ("Гяур", вступление). Пейзаж этот красив, в чем его красота (в умирании, как неземное счастье, рай).

- В чем заключается причина умирания этой неземной красоты? (Разгульной страстью там все кипит, Порок и злоба там кипит!)

- Какую роль выполняет этот пейзаж в романтической поэме? (Это пейзаж души, пейзаж человеческих отношений, пейзаж "поэзии надорванного сердца".)

Не противоречит ли такой "небурный" пейзаж характерологическим особенностям романтического героя? Обратимся к главным героям поэм. Каждая группа работает с текстом одной поэмы.

- В чем состоит исключительность главных героев Байрона, как это выражено, каков смысл данного качества? (Школьников необходимо направить, если они не выходят на мысль о смысле данного качества как способа обнажить добро или зло).

- Найти злое, даже демоническое (вывести на понятие страсти, какие это страсти.)

- В чем заключается драматизм, точнее трагизм образов Гяура, Корсара, Лары, Паризина?

- Все поэмы о любви и сопутствует ей ненависть. Что для героев Байрона любовь? Что - ненависть? Почему герои не могут быть счастливы?

- Можно ли назвать героев Байрона только преступниками или гениями? (Нет)