logo search
ChOKS_2014

Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона

Г.К.Ахметшина

Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы

Научный руководитель: Селитрина Т.Л.,д.ф.н., профессор

Современная педагогическая наука и практика выбирает новую стратегию развития, связанную с созданием школы воспитания «человека культуры», цель которой – усвоение учащимися духовных ценностей, постижение основных типов сознания человека, отражающих этапы его культурного развития. За годы учебы выпускник школы должен не только подготовиться ко взрослой жизни, но и догнать человечество в его культурном развитии, «обжить» дом культуры как родной дом и создать себя по законам культуры.

В связи с этим качественно меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования гуманитарного мышления.

Среди традиционных школьных предметов, играющих важнейшую роль в формировании сознания подрастающего человека, его «вживания» в культуру, занимает искусство слова – Список используемой литературы:. Оно, наряду с другими искусствами, являясь самосознанием культуры, в концентрированном виде отражает духовную жизнь человечества, становится сильнейшим средством воспитания личности. В современном понимании филологии заложен глубокий культурологический смысл.

Творчество великого английского поэта Д.Байрона вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Поэзия Байрона пронизана литературными аллюзиями, скрытыми и открытыми цитатами из произведений писателей и поэтов более чем пятивековой истории[4,35]. Значение творчества поэта огромно. Глубокий лирический талант сочетался в нем острой социально-политической сатирой. Страстные поиски истины, вера в разум, в торжество свободы, свойственные лучшим героям его произведений, сродни самому поэту, жизнь и судьба которого тесно связаны с борьбой, с выработкой нового мировоззрения, нового метода в лирической поэзии, осваивающей демократическую лексику, новую образность, сделавшей нормой новый язык, простоту, динамизм, гибкость, ясность, свободу выражения. Байрон был «властителем дум» своего поколения и остался в мировой литературе как образец верности принципам нового искусства и верного служения правде и красоте, создатель байронического героя и байронизма – особой философии жизни и искусства [4,62].

Изучение любого литературного произведения и жизненного пути поэта и писателя невозможна без культурологического фона. Разработанный сценарий внеклассного мероприятия, посвящёно восточным поэмам Д.Байрона. Рекомендовано для учащихся 10-11-ых классов, развивает творческий потенциал учащихся, знакомит с окружением Байрона, даёт возможность окунуться в эпоху XVIII века. Стимулирует познавательную деятельность учеников, интегрирует знания учащихся по литературе, МХК.

Методический комментарий

На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения и технологии личностно-ориентированного обучения. Учащиеся распределены заранее по группам (всего четыре группы). Каждая группа школьников готовила к уроку внеклассного чтения задание-исследование и одну из поэм Д.Г.Н.Байрона: 1 группа - "Гяур", 2 группа - "Корсар", 3 группа - "Лара", 4 группа - "Паризина".

Тип внеклассного мероприятия - урок комплексного применения знаний.