logo search
ChOKS_2014

Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов

А.Ф. Низамутдинова

Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы

Научный руководитель: Исламова З.И., к.п.н., профессор

Особая роль в формировании профессиональных компетенций современного полиграфиста на факультете Института профессионального образования и информационных технологий отводится внедрения в учебный процесс инновационных технологий обучения.

С целью формирования профессиональных компетенции необходимо перестроить, коренным образом, содержание и методику преподавания занятий, связанных с раскрытием коммуникативных умений таких как: семинары, открытые занятия, лабораторно-практические занятия и т.д. Это получиться только тогда, когда все преподаватели овладеют методологией коммуникативности.

Задача эта достаточно сложная, но начинать решать ее нужно уже сейчас. Поэтому главной целью является: изучить уровень сформированности профессиональной компетенции будущего полиграфиста при изучении дисциплин по направлению «Полиграфия» и предложить пути ее совершенствования в БГПУим.М.Акмуллы.

Для достижения этой цели определяются следующие задачи:

1.Разработать модель формирования профессиональной компетенции студентов полиграфистов ИПОиИТ.

2. Проанализировать технологии, которые реализовали бы формирование у студентов профессиональных компетенций.

3. Определить уровень сформированности профессиональной компетенции полиграфистов на текущий момент и способы его повышения.

Рассчитываемая модель формирования является попыткой ослабить противоречия между объективной необходимостью формирования профессиональной компетенции будущих полиграфистов в современных условиях факультета и недостаточной разработанностью данной проблемы, как в теоретическом, так и в методическом плане.

На сегодняшний день создана модель формирования профессиональной компетенции полиграфистов в процессе обучения в высшей школе, включающая следующие элементы: целеполагание, теоретические принципы и подходы формирования профессиональной компетенции полиграфистов, этапы формирования ПКУ, сферы взаимодействия преподавателя и студента, показатели уровней сформированности профессиональной компетенции, формы учебных занятий и коррекции учебно-профессиональной деятельности студентов на основе анализа результатов формирования профессиональной компетенции.

Теоретическая модель формирования профессиональной компетенции, в основе которой лежат соответствующие принципы (гуманизма, сотрудничества, профессиональной ориентированности, коммуникативности, самостоятельности), позволяет оптимизировать процесс профессиональной подготовки полиграфистов любого профиля[1, с.304].

Важно не только создать систему формирования у студентов профессиональной компетенции, но и реализовать эту технологию на современных условиях.

Значение педагогических технологий в том, что они целенаправленны в построении учебного процесса на достижении желаемого конечного результата.

Ф. Дайсон в своей работе «век двадцать первый» очень красиво выразил свои мысли о технологии, и по сути своей они наибольшим образом отражают смысл технологий именно педагогических: «технология – это божий дар. После дара жизни, быть может, это самый значительный дар, полученный человеком от бога. Технология- мать цивилизации, искусств и наук».

Педагогические технологии в процессе формирования у студентов-полиграфистов профессиональной компетенции – это логические действия преподавателя по изменению, совершенствованию, корректировке содержания и методики обучения в целях наибольшего эффекта усвоения изучаемого материала, формировании культуры делового как профессионально важного качества будущего полиграфиста и организации его саморазвития. Но все эти логические действия должны быть систематизированы т.к. именно в их логической последовательности и заключается смысл технологизации учебного процесса. Технологизация играет корректирующую роль, опираясь на технологию учения как интеллектуальное взаимодействие посредством содержания учебной информации и технологию обучения через позитивную мотивацию.

Процесс формирования у полиграфистов профессиональной компетенции ориентирован на квалитативные технологии как наиболее современные научно-обоснованные подходы к организации учебного процесса.

Именно они позволяют более максимально использовать знания, умения, опыт преподавателя и в тоже время побуждают полиграфистов к постоянному саморазвитию.

Квалитативные технологии требуют насыщенности, обновление рабочей программы и организации учебного процесса, рамках отдельной учебной дисциплины, а в масштабе целостного развития личности студента на основе области знаний как единого целого.

Например, для развития у студентов профессиональной компетенции необходимо собрать воедино знания нескольких учебных дисциплин, обеспечивающих их формирование, используя при этом приемы, повышающие эффективность учебного процесса, на основе дивергенции.

Дивергентное проектирование педагогической технологии невозможно без реализации в ней принципов системности, непрерывности, преемственности, доступности и от простого к сложному, так как дивергенция является интегрирующим элементов принципов в образовании при проектировании дидактических систем и вынуждает их применение хотя бы на интуитивном уровне.

Такой подход к проектированию педагогической технологии формирования у полиграфистов деловых умений наиболее приемлем в сочетании с модульным обучением. Модульные технологии отличаются от других видов обучения тем, что методически обеспеченное содержание учебной информации концентрируется в самостоятельные комплексные тематически целенаправленные модули, являющиеся одновременно банком учебных знаний для изучения последующих модулей.

При формировании профессиональной компетенции этот подход реализуется организацией обучения по четырем самостоятельным модулям, составляющих основу спецкурса; культурологическому, перцентивному, коммуникативному и интерактивному.

Модульная технология позволяет производить дифференцированный зачет знаний по каждому самостоятельному разделу программы. Наличие у студентов полиграфистов профессиональной компетенции при такой технологии проявляется как интегральный показатель качества обучения, а уровень сформированности выражается в конкретных поступках как сознательно совершенных, управляемых волей действия, исходящих из определенных убеждений и характеризующих культуру делового общения будущего полиграфиста. Субъект-субъективные отношения педагога и студента-полиграфиста в учебном процессе формирования профессиональной компетенции обеспечивают осознанное самостоятельное достижение обучающемся определенного уровня подготовленности к профессиональной деятельности.

Но в то же время следует отметить как достоинства, так и недостатки технологии модульного обучения, проявляющиеся при формировании профессиональной компетенции , а именно:

К достоинствам относятся

Недостатки, не способствующие эффективности производства:

Из этого следует, что качественная реализация технологии профессиональной компетенции - это интеграция усилий преподавателя и студента по взаимному саморазвитию, самосовершенствованию и постоянный поиск новых путей этих процессов.

В частности к методическим особенностям формирования профессиональной компетенции мы относим возрастной уровень студентов, учебный воспитательный процесс наиболее эффективен в работе со студентами 4-х курсов. К этому периоду обучения у студентов появляется база преемственных знаний дисциплин, способствующих формирования деловых коммуникативных умений. Кроме того, возраст 20-21 год относится к периоду ранней зрелости, характеризующийся наиболее высоким развитием мышления, памяти, сравнительно устойчивым вниманием, но при сохранении высокой динамичности возбуждения. В этот возрастной период личностно - ориентированный подход позволяет использовать способности студентов в процессах саморазвития и поправить их творческую деятельность не только на изучение литературных источников как основного объема информации, но и развить способность к общению, умению делать соответствующие выводы, реализовать их на практике, что отрабатывается в процессе целенаправленных занятий.

Например, практические занятия по формированию профессиональной компетенции образованы на детальной проработке отдельных вопросов и ситуаций, которые касаются делового общения на перцентивном, коммуникативном, интерактивном уровнях. Психологические практикумы обращены на организацию проведения деловых переводов, изучения стилей взаимодействия и техники деловой беседы, рассмотрение возможных вариантов конфликтных ситуаций в будущей профессиональной деятельности. Различное множество текстов оказывает выявлению деловых, профессиональных и личностных качеств у студента, мотивацией к успеху, работоспособности, интеллектуального и культурного потенциала личности. Все перечисленные формы организации учебного процесса раскрывает технологию системы развития у полиграфистов профессиональной компетенции и направлений на преодоление проблем, возникающих при их формировании в период подготовки будущих специалистов полиграфистов в Институте профессионального обучения и информационных технологий БГПУ им. Акмуллы.

Важными профессиональными задачами студентов полиграфистов являются:

В соответствии задачами профессиональной деятельности

на основании ФГОС ВПО полиграфисты должны обладать следующими компетенциями:

Одним из главных компонентов профессиональной культуры полиграфистов является профессиональная компетентность. Если рассмотреть основные направления деятельности полиграфистов на полиграфическом производстве, то коммуникативные функции, занимают больше половины рабочего времени [2,с. 34 –42].

Помимо того, что эти функции имеют самостоятельное прагматическое знание, они непосредственно включены и в профессиональную деятельность.

Большую роль в обучении играет теория игр. Игра содействует обучению и выработке навыков реакции на проходящие события, которая в отличие перед обычным методом обучения, заключается в снятии подсознательного сопротивления учащихся «насильственному» получению новой информации. «Деловая игра на занятиях выполняет условия для стимулирования и поддержания самостоятельности и познавательной деятельности студентов, развития их мышления и творчества. Деловые игры позволяют воссоздать не только модель конкретных условий и динамики определенного процесса, а так же игровую модель профессиональной деятельности будущего специалиста-полиграфиста.

Деловая игра помогает студентам в принятии решений в конкретных ситуациях, связанных с будущей профессией. Главное отличие деловых игр от других видов учебных игр - обязательное наличие профессионально направленной проблемы. В этом случае развиваются, закрепляются и контролируются навыки и умение будущего специалист-полиграфиста. Деятельность любого специалиста складывается из его действий и поступков в различных специфических ситуациях. Поэтому в игре нужно моделировать те ситуации, которые помогут воссоздать общую модель системы деятельности этого специалиста. Учебная деловая игра является последним переходным этапом ,соединяющим учебный процесс с реальной жизнью», - из сборника научно-методическая конференция, статья «Применение деловых игр, в процессе адаптации студентов в профессиональной деятельности».

Деловая игра может быть компьютерной, если одним из участников будет информационная система.[3, с. 34–41] Компьютерная игра должна быть:

Теория игр предлагает разнообразные стратегии их проведения и это позволяет охватывать большинство задач, возникающих в будущей профессии полиграфистов.

В информатизированном обществе без овладения первоначальной компьютерной грамотностью и умением использовать технические средства для решения определенных задач немыслима реализация творческого потенциала человека в современной науке, культуре, производстве, деловой и иной сферах жизни. Так возникает заказ на новый тип образования - инновационный, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую интегрирующую роль.

Основными задачами использования компьютера являются: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде [4,с.53—61]. Исследования показали, что, работая с компьютером, учащиеся глубже вникают в суть вопроса, у них появляется интерес к предмету, они более активно работают с учебной и технической литературой.

Средства графики, музыкальные фрагменты снимают напряжение, способствуют эстетическому восприятию. Работа с компьютером развивает умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения.

Таким образом, профессиональная компетентность подразумевает, что будущий полиграфист должен не просто уметь говорить, а вести диалог, не просто спорить, а объяснить и доказать, убедить и переубедить; грамотно сформулировать вопрос и дать корректный ответ; разрешить конфликт и создать деловую атмосферу.