logo search
ChOKS_2014

Информационная грамотность молодежи

Л.Н. Шурыгина

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Р.А. Гильмиянова к. и. н., доцент

На сегодняшний день информация, информационные технологии превратились в значимый элемент общественного развития. Производство и использование информации становятся главным фактором социальных изменений, источником формирования новой социальной структуры общества. Несомненно, все эти изменения влияют на общественное сознание, на мировоззрение и мировосприятие каждого человека. Мы живем в мире, в котором качество получаемой нами информации в значительной степени определяет наш выбор и последующие действия, включая способность пользоваться фундаментальными свободами и правом на самоопределение и развитие. Технологические усовершенствования в области телекоммуникаций повлекли за собой широкое распространение средств массовой информации и других поставщиков информации (библиотек, архивов, Интернета и т.д.), которые открыли гражданам доступ и возможность обмена колоссальными объемами информации. Следствием и дополнением этого феномена стало стремление граждан беспрепятственно оценивать релевантность и надежность этой информации, полностью осуществляя при этом свое право на свободу самовыражения и право на получение информации. Особенно важно учитывать эти изменения в развитии информационной грамотности современной молодежи.[5]

Современная молодежь — это поколение, неразрывно связанное с информационными технологиями, Интернет-пространством и виртуальной реальностью, поэтому ее взгляд на окружающий мир, ценности присутствующие в нем, формируются под воздействием огромного массива поступающей извне информации и качество этих данных зависит от того, как мы будем правильно их фильтровать, выявляя достоверные источники. На сегодняшний день перед динамично меняющемся миром стоит проблема специальной подготовки современного человека и, прежде всего, молодежи к жизни в информационном обществе и обществе знаний, где информационная грамотность приравнивается к письменной грамотности человека.

Что же такое информационная грамотность? Существуют различные определения этого понятия. Мы будем опираться на мнение Н.И. Гендиной, которая считает, что информационная грамотность-это способность человека оценивать информацию, получаемую из различных источников; определять потребность в информации; находить, синтезировать и эффективно применять ее, используя для этого современные информационные технологии, сети коммуникации и электронные ресурсы. Информационная грамотность позволяет людям эффективно искать, оценивать, использовать и создавать информацию во всех сферах деятельности для достижения личных, социальных, профессиональных и образовательных целей. Она является базовым правом человек в цифровом мире и способствует социальной включенности всех наций.[1, с.29]

Информация стала исключительно важным источником для мировой экономики и, конечно, базовым компонентом образования и научно-технического прогресса. Современные информационные перегрузки заставляют людей проверять и оценивать данные, чтобы убедиться в их надежности. Однако информация сама по себе не делает людей информационно грамотными.[4, с. 10-13] Проблема информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе традиционно находится в центре внимания международного сообщества, и, прежде всего, таких международных организаций, как ЮНЕСКО и ИФЛА, а вопрос о информационной грамотности молодого поколения стоит как ключевой во все мире.

Что нужно сделать, чтобы увеличить процент информационно образованных людей, прежде всего в молодежной среде? В первую очередь , необходимо начинать с азов, а именно с младшего школьного возраста, когда сознание человека в большей мере может усвоить необходимый для дальнейшей жизни массив информации. Необходимым аспектом при понимании инновационного образования является включение курсов по информационной грамотности в статусе обязательной для изучения дисциплины в структуру учебных планов образовательных учреждений. Педагог должен формировать у учащегося особый тип грамотности – информационную грамотность, которая является составной частью информационной культуры личности.

Во вторых необходимо привить у молодежи необходимость пользоваться таким информационным институтом как библиотека. Безопасность данных, релевантность информации и свободный доступ к источнику является показателем качества и надежности.

В-третьих, необходимо создание общей базы проверенных электронных ресурсов, разделенных по тематике и находящихся в свободном доступе в сети Интернет. Этот навигатор позволит с быстротой и точностью, не только учащимся, но и обычным гражданам найти необходимую информацию.

Для развития эффективной информационной подготовки граждан, необходимо создать специальные нормативно-правовые акты, регулирующие развитие информационной подготовки и медиаобразования, а также создать центры координирующие усилия различных специалистов (учителей, преподавателей, библиотекарей, журналистов и др.) [3, с. 85-57] Перед контролирующим органом должна стоять задача по устранению избыточной информации при составлении курсов по информационному обучению, а также задача оценки релевантности данных.

Также при реализации информационной политики необходимо учитывать опыт зарубежных стран, таких как Финляндия и США, которые достигли реальных успехов в деле обучения информационной грамотности, равно как и в повышении качества образования в целом. Финские ученные А. Юнтунен, А. Лехто, Я. Саарти утверждают, что преподавание навыков информационной грамотности требует времени и сил со стороны библиотекарей и информационных работников, составляющих и преподающих этот курс. Кроме того, библиотека должна вкладывать средства в среду обучения, составной частью которой являются компьютеры. Капиталовложения нужны для разных целей, важнейшими из которых являются подготовка преподавателей и учебных материалов для библиотекарей – комплектов методических материалов, видео-лекций и электронного Интернет-экзамена. Все это требует крупных разовых капиталовложений, помимо регулярного обновления учебных материалов.[2, с.2-3]

Таким образом, для развития инновационного образования необходимо вовлечение всех категорий населения, всех категорий пользователей, а особенно молодежи, в обучение информационной грамотности. Перед государством должна стоять задача развития инновационного образования, а российским теоретикам и практикам в сфере образования и библиотечного дела предстоит масштабная и долговременная работа по освоению, адаптации и органичному включению в деятельность образовательных учреждений и библиотек идеологии информационной грамотности.

Список используемой литературы:

1. Информационная грамотность в контексте других видов грамотности: дайджест современного опыта [Текст] / Н.И. Гендина // Школьная библиотека. - 2009. - №9/10. - С.28-39.

2. Информационная грамотность как один из приоритетов Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» [Текст] / Н.И. Гендина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - №12.- С.1-6.

3. Информационная культура и медиаграмотность в России [Текст]/ Н.И. Гендина // Знание. Понимание. Умение. – 2013. - №4. - С.77-83.

4. Информационная грамотность: международные перспективы [Текст] / под ред. Х. Лау. – М.: МЦБС, 2010. – 240 с.

5. Медийная информационная грамотность: программа обучения педагогов [Электронный ресурс] / ЮНЕСКО. - URL: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil_rus.pdf. - (Дата обращения: 18.03.2014).