logo search
ChOKS_2014

Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение

Э.Д. Нафикова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Жукова Е.Д., к.п.н., доцент

Костюм – это принятый в разное время в различных странах способ одеяния. Проще говоря, это знаковая система, стиль в одежде, отражающий принадлежность человека, его культурно - эстетическую эпоху. Костюм своеобразно отражает общество, его образ жизни, время, национальность, профессию. Он является яркой областью материальной культуры общества, воплощением понятия об идеальном облике людей своего времени.

Символ (греч. simbolon - опознавательный знак) - идеальное содержание материальных вещей и процессов, представленное в виде знака или образа. Сущность символа не поддается однозначному определению а рамках формальной логики и представляет собой многозначную систему рассчитанную на активную деятельность воспринимающего субъекта’ Символическая деятельность характерна для человеческого сознания: по мнению Кассирера, человек есть «животное символическое». Источником символов является бессознательная сфера психики человека (т. н. архетипы, по КГ. Юнгу). В рамках структурализма, неопозитивизма, аналитиче­ской философии и герменевтики разрабатываются различные аспекты роли символов в языке и гуманитарном знании. [1, с. 69]

Семио́тика, или семиоло́гия (от др.-греч.— «знак, признак»), — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения.[2, с. 6]

Изучая развитие и изменение основных форм костюма, их конструктивное и декоративное решение, использование материалов и их цветовых сочетаний в костюме и способы его ношения, история костюма вместе с тем изучает природные и социально-экономические условия эпохи или страны, присущий ей эстетический идеал красоты человека, характерные черты культуры, искусства, общего художественного стиля. Конечно, невозможно установить прямую и непосредственную связь между природными или социально-экономическими условиями периода и формой или цветом костюма. Связь эта очень опосредована, многими тонкими, порой неуловимыми нитями переплетаются эти факторы, выливаясь, в конечном счете, в удивительное соответствие. [3, с.3-5]

Костюм стал не только защитным покрытием от непогоды, но и атрибутом для обозначения своего социального статуса, настроения времени.

Костюм, как продукт исторической эстетической практики человеческой культуры, как семиотическая система повседневной жизни людей, объединяет в себе внутренний мир человека и внешние факторы бытия посредством знаков. В своем стремлении к эстетическому идеалу издавна человек с помощью условных знаков в виде цвета, формы, линий и украшений отражает в костюме действительность - «настоящее» или моделирует потенциальную возможность «будущего», не запрещенного законами природы и общества. Костюм - это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи некой информации.

На костюм проецируются все аспекты социального, материального, технического уровня развития определенного общества. Следовательно, костюм можно назвать знаковой системой или языком культуры, где происходит накопление, оформление в текст и передача культурной информации. Язык костюма, наряду с устной речью, расширял диапазон знаний и представлений поколения и служил для передачи информации следующим поколениям. [4, с.4-7]

Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом и удовлетворяющие определенные потребности, с другой — это произведения декоративно-прикладного искусства, эстетически преобразующие облик человека.

Именно костюм является выразителем социальной и индивидуальной характеристики человека, его возраста, пола, характера, эстетического вкуса. Безраздельно сливаясь с физическим обликом человека, костюм формирует его в соответствии с общественным эстетическим и нравственным идеалом. [5, с.3-5]

Различные события вносят свои коррективы в гардероб, уподобляя его настроению времени. Через семиотику костюма можно наблюдать изменения эстетической, социокультурной, культурологической, коммуникативной системы взглядов на культуру.

Список используемой литературы:

  1. Современная философия: Словарь и хрестоматия.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.

  2. Лотман Ю. М. Люди и знаки. / В кн. Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб.: Искусство-СПБ, 2010. — С. 6.

  3. Каминская Н. М. История костюма: Учеб. пособие для техникумов. – 2-е изд., перераб. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – 168 с.: ил.

  4. Казбулатова Г.Х. Знаковая система костюма: Монография / Г.Х. Казбулатова. – Уфа: Уфимск. гос. ин-т сервиса, 2005. – 74с.

  5. Каминская Н. М. История костюма: Учеб. пособие для техникумов. – 2-е изд., перераб. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – 168 с.: ил.