logo search
ChOKS_2014

Евразийство как национальная идея россии

З. Ф. Исламова,

магистрант 1 года обучения, ИФОМК

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Селитрина Т. Л., д-р филол. наук, проф., зав. каф. зарубежной литературы и страноведения.

"Россия всегда ощущала себя евразийской страной.

Мы никогда не забывали о том, что основная часть российской территории находится в Азии. Правда, надо честно сказать,

не всегда использовали это преимущество. [1]

ХХ век породил множество идей и теорий культурфилософского характера. Одни из них давно канули в небытие, другие заняли прочное место в общественном сознании, а третьи, едва появившись на свет, сначала быстро ушли в тень, но спустя годы заявили о себе с новой силой.

В последнее десятилетие в России начало активно возрождаться и развиваться евразийство, как одна из форм самосознания нации и государства. Евразийство это особая территория, особая «многонародная нация» (Н. С. Трубецкой). Сегодня идеи евразийцев помогают противостоять идеологической и культурной экспансии Запада, стимулируя осознание исторических и современных источников единства евразийского континента и призывающие к тесному сотрудничеству евразийских государств. «Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, … мы бы должны объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара» – писал П. Я. Чадаев [2, С. 24-29].

Понятия "Евразия", "евразийская идентичность", "евразийская идея" – часто звучат в выступлениях политических деятелей, историков, философов и публицистов России и других постсоветских стран, в частности Казахстана. У одних они вызывают интерес и стремление глубже разобраться в концепциях, выдвинутых еще в 20-х годах ХХ столетия плеядой российских мыслителей-эмигрантов (Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Вернадский и др.). У других – полное отторжение (В. Л. Каганский, А. Игнатьев, З. Бжежинский и другие). Проблемы евразийского сотрудничества в контексте взаимопонимания и взаимодействия России и Казахстана в рамках СНГ, ШОС и ЕвразЭС находились в центре внимания личных встреч В. Путина и Н. Назарбаева. Предложенная президентом Республики Казахстан 29 марта 1994 г. в стенах Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова евразийская идея послужила основой международного проекта – Евразийского Союза, включающего на первом этапе создания Казахстан, Россию и Белоруссию, а, в перспективе, – страны СНГ (Узбекистан, Киргизию и Таджикистан).

Евразийские идеи имеют глубокие корни в истории мировой общественно - политической мысли, сам термин «Евразия» впервые был введен в 1883г. австрийским ученым Г. Зюззом и первоначально был обозначением географического пространства. Географы говорят о Евразии как материке – крупнейшей части суши, окруженной водами Индийского, Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов. Геологи относят к Евразии также и подводную окраину материка, в том числе и находящиеся на ней острова.

Но для евразийцев главное не география, не своеобразие и разность географических условий жизни народов Европы, Азии и Евразии, а своеобразие их культуры. Свое имя евразийцы взяли из такого понимания, что позволяет в двух частях Старого Света, называемых «Европой» и «Азией», выделить третий, срединный материк – «Евразию», занимаемое Россией пространство (В. И. Ламанский, 1892 г.).  В географическом понятии, Россия-Евразия – это территория постсоветского пространства (за исключением Прибалтики и Западной Украины), т.е. историческая сфера влияния России. Для евразийцев Россия-Евразия,– это отдельный континент, особая цивилизация – русско-евразийская.

Истоки евразийства следует искать в споре различных направлений российской общественной мысли, возникших во 2-й половине ХIХ века, - западников, славянофилов и панславистов. Идеи «евразийства» носились в воздухе давно, но сформировались как самостоятельное идейно-политическое и философское течение в среде русской эмиграции в 1920-1930 годах.

В эволюции евразийской идеи можно выделить несколько основных этапов. Двумя главными периодами в развитии евразийства являются, с одной стороны, 1920-е – 1930-е годы, а с другой, 1990-е – 2000-е годы. На первом этапе оформилось российское эмигрантское евразийство (иначе, классическое), а на этапе 1990-х годов вступило в процесс становления и укрепления новое казахстанское евразийство (прагматическое). Началом течения стал выпуск сборника философов и публицистов Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского, Л. П. Карсавина, Н. Н. Алексеева и П. П. Сувчинского «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев» [3], а современное евразийство связано с идеями и личностью Н.А. Назарбаева. До него евразийство ассоциировалось преимущественно с российской проблематикой. Евразийство сегодня не однонаправленный монолог, а широкий многосторонний диалог органичного синтеза азиатских и европейских начал.

В истории отечественной мысли видное место занимают вопросы, связанные со спецификой исторического развития России, с оценкой роли русского народа в истории народов, соседствующим с ним. Евразийская концепция опирается на многовековой опыт мирного сосуществования о сотрудничества народов, которые прибыли не из других стран, а веками жили вместе.

Общность исторических судеб народов Евразии препятствует выдвижению какой-либо одной национальной идеи, ибо предполагает формирование двойной идентичности – национальной плюс общеевразийской. Князь Н. Трубецкой, когда писал о том, что "национализм каждого отдельного народа Евразии не должен вырождаться в сепаратизм, а должен комбинироваться с национализмом общеевразийским" [4, 100]. В России народы живут как бы в двух мирах, оказываются носителями двух типов ментальности. Задача в том, что бы удержать внутри себя эти ментальности в органическом равновесии.

Единство национальностей России-Евразии складывается из общего «месторазвития»; из общности идеалов в строительстве социальной жизни; из духовного единства; общности исторической судьбы, отличной от судьбы европейских и азиатских народов.

«Освободив свое мышление и мироощущение от давящих его западных шор, — писал в 1922 году Н. С. Трубецкой, — мы должны внутри себя, в сокровищнице национальной русской духовной стихии, черпать элементы для создания нового мировоззрения. В этом духе мы должны воспитывать и подрастающее поколение. В то же время вполне свободные от преклонения перед кумиром западной цивилизации мы должны всемерно работать на создание самобытной национальной культуры…»[5, 314].

Несомненной заслугой евразийства была разработка оригинальной историософской концепции, вносившей много нового в осмысление прошлого России и стремившейся отразить сложность и своеобразие русской национально-государственной проблемы.  Именно в указании на необходимость учета геополитических условий России как исторически сложившейся евразийской державы состояла особенность евразийской идеологии.

В условиях глобализации евразийская интеграция - единственная разумная стратегия развития. Укореняясь в своей евразийской культурно-национальной почве и храня евразийское достоинство, Россия и страны Содружества могут и должны в целом выполнить определенную их местоположением, цивилизацией, историей объединительную функцию. Думается, что обращение к наследию евразийцев может помочь в поисках ответа на вопрос избегания распада как во времена СССР. При этом важнейшим фактором устойчивого развития евразийской политики становится совместное развитие человеческого капитала, углубление сотрудничества в инновационной и гуманитарной среде.

Список используемой литературы:

  1. Путин, В. Россия: новые восточные перспективы. [Текст] //Независимая газета. / В. Путин. - 2000. 14 ноября

  2. Чадаев, П. Я. Философские письма [Текст] // Соч. М., 1983. – С. 24-29

  3. Исход к Востоку: Предчувствия и свершения: Утверждение евразийцев. Кн. 1. София, 1921.

  4. Евразийский национализм [Текст] // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. – М.: Наука, 1993.– С. 100.

  5. Трубецкой, Н. С. На путях. [Текст] / Н. С. Трубецкой - Берлин:

СТИЛИ ИСКУССТВА ДВАДЦАТОГО ВЕКА И ИХ СВЯЗЬ С ДИЗАЙНЕРСКОЙ ПРАКТИКОЙ

О.К. Ишгарина

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акумуллы

Научный руководитель: Жукова Е.Д., к.п.н., доцент.

В начале XXI века вновь ярко проявляется конфликт пользы и красоты, массового и элитарного, естественного и искусственного, природы и цивилизации. В искусстве современных художников возникает множество стилизаций в духе модерна, появившегося на рубеже XIX – XX веков и развивавшегося в течение всего XX века.

Объектом исследования является мировое искусство XX века. Предмет исследования - живопись и декоративно-прикладное искусство XX века.

С приходом XX века, и связанного с этой эпохой прогресса, в живописи наметились серьезные перемены. Приоритетом художников стал конструктивизм, символизм, четкое отображение деталей. Под понятием «модернистские направления» специалисты в области живописи объединяют несколько течений.

Символизм - стиль, черпающий вдохновение в образах эпохи романтизма. Представителями символизма были П. Гоген, Э. Мунк.

Фовизм - в переводе с французского fauve — дикий. Для него характерны яркие цветовые пятна, контраст цветов, экзальтированные формы. Ярким представителем этого направления был Анри Матисс.

Футуризм - от слова «футурум» - «будущее». Обращение к образам индустриальной эпохи, и динамике больших городов. Эпоха модерна является неоднозначным периодом. Известные художники модернисты: Михаил Врубель, Анри Матисс, Альфонс Муха, Анри Руссо, Амедео Модильяни, Густав Климт.

Постмодернистским направлением является сюрреализм, («сверхреализм»), идеей которого стало преобладание подсознания над созданием. В сюрреализме выделяют два направления. Представители первого – художники абстракционисты – Эрнст, Массон, Миро, Арп. В их картинах преобладает произвольность, текучесть линий, абстрактные образы.

Второе направление – это Сальвадор Дали и его последователи. Это яркое искусство, которое ранее не имело аналогов. Задачей художников становится точная передача образов, возникающих в подсознании. Оптические эффекты, иллюзорные образы, сплетение изображений – все это создает неповторимое впечатление, бред и иллюзия сливаются с реальностью. Яркими представителями сюрреализма являются Фрида Кало, Поль Дельво, Рене Магритт, Майкл Паркес и другие.

Одним из ответвлений абстракционизма явился супрематизм (от лат. supremus - высший, крайний, последний). Его основатели К. Малевич, П. Мондриан, Ф. Леже. Со временем супрематизм на уровне проектно-композиционной стилистики «выплеснулся» в виде суперграфики, декора, орнамента на архитектурные объекты, транспортные средства, ткани, предметы быта, широко стал использоваться в прикладной графике, графическом дизайне. Теоретическая база дизайна складывается в 30-е годы одновременно с началом активной дизайнерской практики в Америке и Европе.

Цель работы – выявление влияния художественных стилей искусства XX века на дизайнерскую деятельность XXI века.

Стилистические заимствования - непременный атрибут современного дизайна. Игра со стилями, сознательное цитирование и пародирование - обязательный атрибут постмодернистского типа мышления. Объектом для дизайнерской игры становится вся мировая культура, которая в настоящее время находится в свободном доступе.

Специалисты ищут пути гуманизации современной предметно-пространственной среды, придания ей культурной и духовной осмысленности. В настоящее время проблемы культурной идентичности заняли одно из ведущих мест в сфере практического и теоретического развития проектной культуры.