logo search
ChOKS_2014

Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии

Исенгазина Ж.Е.

Уфимский юридический институт МВД России.

Научный руководитель: Линкевич А.Е., к.с.н.

Социологи уже на протяжении многих лет регистрируют рост уровня ксенофобии в российском обществе, что является причиной множества конфликтов на межнациональной и межконфессионной почве, которые, в некоторой степени также могут являются почвой для ксенофобии. Получается «замкнутый круг», представляющий угрозу обществу и государству.

В Большом энциклопедическом словаре указаны два определения термина ксенофобия – это «навязчивый страх перед незнакомыми лицами» или же «ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-нибудь чужому, незнакомому, непривычному». [1,с.601].

Восприятие всего чужого как чего-то непонятного, незнакомого, а по такой причине – враждебного, возведенное до ранга принципа жизни может явиться причиной межнациональных, этнических и религиозных конфликтов. Человек самостоятельно, либо под влиянием каких-либо иных факторов, других людей рисует у себя в воображении «образ врага», создавая питательную среду для проявлений ксенофобии, экстремизма и даже национализма.

Остановить рост этого явления в нашей стране можно только благодаря скоординированным действиям региональных и федеральных властей, всех институтов общества в целом.

В 2012 году президент РФ подписал Указ «О стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», реализация которой «призвана стать мобилизующим фактором, способствующим укреплению общероссийского гражданского самосознания, этнокультурному развитию народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечению государственной безопасности, правопорядка и политической стабильности в обществе, а также росту международного престижа Российской Федерации». [2].

Данный документ содержит в себе цели, задачи государства при проведении национальной политики, а также мероприятия по их реализации.

В качестве субъектов реализации данной стратегии указаны: Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, федеральные и региональные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, научные организации. Большое количество органов, а также отсутствие конкретных обязанностей по выполнению данной стратегии не дает гарантии успешного ее претворения в жизнь. В связи с этим, необходимо создание отдельного органа исполнительной власти, в компетенцию которого входила бы не только разработка национальной политики страны и координация деятельности региональных властей в этой сфере, но и разработка рекомендаций по действиям в кризисных ситуациях, решение вопроса социальной адаптации мигрантов, ведение единой системы мониторинга межнациональных и межэтнических конфликтов. [3,с.25].

Создание подобного органа позволило бы не только более эффективно реализовать принятую концепцию, но и получить субъект, конкретно ответственный за это.

Вместе с тем, необходима специализированная подготовка и переподготовка кадров органов местной власти, которые непосредственно сталкиваются с проявлениями ксенофобии, экстремизма и национализма. Подготовка должна включать в себя изучение нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы национальной политики государства, исторические аспекты возникновения конфликтов на национальной, религиозной почве, а также психологические основы данных конфликтов, пути выхода из них.

Вместе с тем, все усилия органов власти будут напрасны, если общество не окажет им соответствующей поддержки. В борьбе с проявлениями ксенофобии, экстремизма и национализма должны участвовать общественные объединения, средства массовой информации, и другие институты гражданского общества.

Современные массовые коммуникации (сюда мы включаются прежде всего СМИ – теле- и радиоэфир, периодические печатные издания) обладают огромной силой воздействия. Они не только отражают, но и определяют общественный климат и политические действия. СМИ через прямой контакт с потребителем (читателем, слушателем, зрителем) или через общественную среду воздействуют также на бытовое сознание, потому они не должны содержать в себе материалов, способствующих развитию рассматриваемых явлений, напротив, они должны содержать материалы, способствующие развитию терпимости, взаимопонимания и дружбы народов. Особое место среди СМИ занимает глобальная сеть Интернет, которая «в связи с увеличением количества доступных ресурсов и пользователей используется в том числе и для размещения экстремистских материалов для всеобщего обозрения». [4,с.15]. В последнее время СМИ и люди, выступающие перед населением забывают о корректности своих выражений и действий, что часто приводит конфликтам и даже открытым столкновениях различных этнических групп.

Важнейшее место в системе предупреждения, предотвращения ксенофобии занимает институт школы. Так если в советские времена в школьную программу было заложено «интернациональное воспитание», то в настоящее же время, к сожалению, подобная задача не ставится даже формально. В связи с этим остро актуальной задачей является внедрение в образовательный процесс мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения основ толерантности, приобретения знаний о культуре народов, населяющих территорию нашей страны. Данная работа должна проводиться при непрерывном взаимодействии педагогов с родителями.

Так же одна из главных ролей в борьбе с распространением ксенофобии принадлежит такому институту гражданского общества, как семья. Именно здесь, в большинстве случаев, в человека закладываются нормы поведения по отношению к представителям «чужих». С раннего детства ребенок некритично перенимает систему оценок и поведения, принятую в родительской семье. Причем, скорректировать установки, «впитанные с молоком матери», в дальнейшем достаточно сложно. В данном случае просто необходимо понимать, что все люди воспитываются в разных условиях, традициях и культуре, и соответственно нужно понимать, что вести себя они в разных ситуациях будет совершенно по иному.

В конечном итоге, решение данной проблемы зависит от каждого человека отдельно. По данным проведенного мной опроса [5] 122 (55%) из 222 человек ответили утвердительно на вопрос «есть ли национальности к которым вы испытываете неприязнь», 87 (39,2%) ответили отрицательно и 13 (5,9%) затруднились при выборе ответа. Причины таких ответов различны, но практически все лица, ответившие утвердительно «переносят» образ конкретного человека на все нацию либо национальность, создавая в своем воображении «образ врага».

Россия вошла в тройку стран по уровню ксенофобии [6], что говорит о том, что уровень данного явления достиг максимума. В связи с этим необходимо срочно активизировать борьбу с проявлениями ксенофобии, усиливать ее профилактику во всех сферах жизнедеятельности человека, создать для России, как для страны многонациональной, общенациональную идею, которая позволила бы укрепить государственность, сплотить народы России, и вместе с тем дать возможность каждой культуре развиваться в своем направлении, не нарушая собственных традиций и устоев.

Общество должно понимать что, независимо от нашего желания и попыток сохранить своеобразную культуру своего народа, процессы слияния культур и стирания особенностей культур малочисленных народов нашей страны, идут неумолимо. Ни один этнос не развивается сам по себе - он всегда включен во всемирную цепь культурных связей.

Только общими усилиями государства и общества можно создать преграду для распространения этого явления, угрожающего внутренней стабильности государства, как впрочем и самой государственности России.