logo search
ChOKS_2014

К проблеме интернет-зависимости детей и подростков

Г.У. Ахметова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Мануйлова Г.Р., к.м.н., доцент

В связи с возрастающей компьютеризацией и интернетизацией российского общества стала актуальной проблема патологического использования ресурсов Интернета человеком.

Основные разновидности деятельности, осуществляемой посредством Интернета, - общение, познание и игра (развлечение) - обладают свойством захватывать человека целиком, не оставляя ему иной раз ни времени, ни сил на другие виды деятельности.

Основа Интернет-зависимости — навязчивая потребность личности в использовании Интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами [1].

Интернет-зависимость рассматривают как одну из форм аддиктивного поведения в понимании его как доболезненного расстройства в рамках девиантного поведения [6, с.137].

Терминология проблемы еще не вполне устоялась. Применяются наименования «зависимость от Интернета» или «Интернет-аддикция» (Internet Addiction Disorder или IAD, Internet Behavior Dependency), а также «избыточное/патологическое применение Интернета» (Internet Overuse, Pathological Internet Use).

Несмотря на множество наименований, специалисты относят к этому феномену (или синдрому) следующие поведенческие характеристики: неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, а уж тем более прекратить работу; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или накоплением долгов; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время; избегание физической активности или стремление сократить ее, оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с применением Интернета; пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка «личное» время, работая в Интернете; постоянное «забывание» о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами [2].

В настоящее время остро стоит проблема формирования интернет- аддикции у детей и подростков, вызывающая беспо­койство родителей, педагогов и пси­хологов.

Развитие зависимости постепенно приводит к изменению образа жизни, нарушению режимов сна/бодрствования и отдыха/нагрузки. Слишком продолжительное по времени, превышающее психофизиологические нормы, пребывание в одной и той же неэргономичной позе, нагрузка на зрение, позвоночник, мышцы кисти (особенно на правой руке, которая движет мышью), пренебрежение регулярностью питания, адекватными физическими нагрузками – приводит к ухудшению общефизического состояния здоровья.

Социальная дезадаптация, вызван­ная интернет-аддикцией у детей, раз­вивается из-за вытеснения объектив­ной реальности виртуальной, создан­ной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реаль­ности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды ан­тисоциального поведения.

Как отмечают специалисты, наме­тившаяся тенденция к широкому распространению интернет-аддикции среди детей и подростков доказывает необ­ходимость поиска путей её профилак­тики в условиях работы различных учреждений системы образования [7].

Профилактические программы, ориентированные на детско-подростковую и молодежную среду, прежде всего, должны учитывать специфические особенности возраста, в том числе высокую социальную активность, любознательность, склонность к протестному поведению, зависимость от моды и молодежной субкультуры, склонность к риску и экстремальным формам активности [4, с.163].

Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание подростка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него нежелательно [3].

Для того чтобы избежать возникновения привязанности подростка к Интернету нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо интернета, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Этого можно достичь, например, при обращении внимания подростка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.) [5].

Таким образом, в организации профилактики Интернет-зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий, способствующих формированию гармонично развитой личности.

Создание системы профилактики ориентируется не на патологию, не на проблему и её последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал психологического здоровья, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку ребёнка, помощь ему в самореализации его собственного жизненного предназначения.

Список используемой литературы:

1. Боброва Т. В. Педагогические условия организации профилактики аддиктивного поведения в молодежной среде [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. науки: 13.00.01 / Т. В. Боброва ; Моск. город. пед. ун-т. М., 2004.

2. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета. / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. 2004. -№ 1. - С. 90-100.

3. Дрепа М. И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов [Текст]: дис. ... канд. пси-хол. наук: 19.00.07 / М. И. Дрепа ; Северо-Кавказ. соц. ин-т. Ставрополь, 2009.

4. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы [Текст]: / Змановская Е.В // Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.

5. Ларионова С. О., Дегтерев А. С. Интернет зависимость у студентов: вопросы профилактики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-u-studentov-voprosy-profilaktiki#ixzz2w7eky5Lf – 10.03.2014

6. Мандель Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология) [Текст]: / Мандель Б.Р.// М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. – 320 с.

7. Марьина О. В. Профилактика Интернет-зависимости молодежи — путь преодоления виртуальных девиаций [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2011. Т. 1. С. 17—20.