logo search
ChOKS_2014

Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы

К.В. Ширяева,

Курский Государственный Университет (г. Курск)

Научный руководитель: Алисов Е.А. , д.п.н., профессор

На протяжении многих лет проблема развития креативности личности привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – педагогики, психологии, философии и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний.

В результате теоретических и экспериментальных исследований развития творчества и креативности в психологической науке Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинским, Л.С. Выготским, В.Н. Дружининым, Я.А. Пономаревым, Дж. Гилфордом, Э. Торренсом была доказана значимость творческого потенциала обучающихся.

Там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и повышается результат деятельности. Творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству. В современном обществе, в том числе и в сфере образования, все большее значение придается необходимости развития творческих способностей, креативных характеристик личности. Обучающиеся обладают разнообразными потенциальными способностями. Развить способности – это, значит, вооружить способом деятельности, раскрыть принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

В психологической науке накоплен обширный материал по исследованию креативности обучающихся, одно из приоритетных направлений современной образовательной практики в настоящее время – развитие одаренности. Совершенствуются методы и средства развития креативности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Однако методы, средства и условия развития креативности именно в подростковом возрасте в настоящее время требуют существенного дополнения.

Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи; оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу [1, с.125].

Творческая способность относится к общим способностям, определяющим успешность деятельности. Креативность в психологической науке часто трактуется как общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности [2, с. 137].

Подростковый возраст считается сенситивным периодом для развития креативности. В этот период формируется специализированная креативность - способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности. Поэтому изучение факторов, влияющих на развитие и проявление креативности, именно в подростковом возрасте является особенно актуальным.

Для организации и развития креативности подростков необходимо организовывать специальную среду, которая должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью. Такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

По Торренсу параметрами креативности являются: беглость — способность продуцировать большое количество идей; гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем; оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи; разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи [3, с.166].

Образовательная среда играет важную роль при развитии креативности подростковв образовательной пределено я подросткового возраста здесь . Образовательная среда – относительно новое понятие, вошедшее в тезаурус педагогической психологии лишь в последние десятилетия. Моделируя образовательную среду, В.А. Ясвин рассматривает соотношение между типами воспитывающей среды Я. Корчака и школьными типами П.Ф. Лесгафта - лицемерным, честолюбивым, добродушным, мягкозабитым, злостно-забитым, угнетенным, нормальным.

Карьерной образовательной среде зависимой активности соответствует честолюбивый школьный тип, который характеризуется упорством, расчетом, гордостью, превосходством, спесью, самоуверенностью, любовью к власти и успеху.

Догматической образовательной среде пассивной зависимости соответствует злостно-забитый школьный тип, который характеризуется ожесточенностью, самолюбием, подозрительностью, злобностью, безынициативностью, резкостью, замкнутостью.

Догматической образовательной среде зависимой пассивности соответствует мягко-забитый школьный тип, который характеризуется равнодушием, беспомощностью, холодностью, капризностью, трусостью, неумеренностью, ложной самонадеянностью.

Безмятежной образовательной среде пассивной свободы соответствует добродушный школьный тип, который характеризуется рефлексивностью, ленью, правдивостью, обязательностью, рассудительностью, скромностью, апатичностью.

Творческой образовательной среде свободной активности соответствует нормальный (идеальный) школьный тип, который характеризуется смелостью, энтузиазмом, предприимчивостью, постоянной деятельностью.

С точки зрения В.А. Ясвина, само понятие образовательной среды определяется профессионально-управленческой, по существу управленческой позицией, так как специфическим свойством образовательной среды является насыщенность ее образовательными ресурсами. Он подчеркивает, что создание образовательных ресурсов, т.е. организация развивающих возможностей образовательной среды, является ключевой управленческо - педагогической задачей [4, с.112].

В ходе сопоставительного анализа особенностей образовательной среды исследуемых школ было выдвинуто предположение о том, что развитию креативности обучающихся способствуют следующие условия:

Таким образом, можно считать, что развитие креативности подростков зависит от условий, в которых они обучаются, от организации образовательного пространства.

Список используемой литературы:

1. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс, 2007.– 270 с.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., Питер, 2008.– 292 с.

3. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. – СПб., Питер, 2009.– 656 с.

4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию

—— М.: Смысл, 2001.– 365 с.