logo search
ChOKS_2014

Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов

Реклама в жизни детей младшего школьного возраста: за или против…

А.А.Фаттахова, (ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы», г.Уфа)

Научный руководитель: Р.Ф. Кабиров, к.э.н., доцент

Дети – идеальная аудитория для рекламодателей. Они ведь наивные и доверчивые, поэтому воспринимают все, что видят на экране телевизора, за чистую монету и моментально желают заполучить рекламируемый товар. 

Наиболее известными приемами формирования потребительских предпочтений по отношению к товару, торговой марке конкретного производителя являются следующие.

1. Привлечение к участию в рекламе детей, людей или героев из мультфильмов, вызывающих у детей младшего школьного возраста положительные эмоции, – известных актеров, любимые герои из мультфильмов и т.д.

2. Использование в рекламе детской или же веселой бравурной музыки (музыки победителей). В результате у детей появляется интерес к данному товару и может ассоциироваться с какими-то победными случаями.

3. Демонстрация героем рекламного материала восторга (апофеоз положительных эмоций) по отношению к рекламируемому товару.

4. «Накачивание» образа рекламируемого товара положительными эмоциями путем частого появления рекламных материалов в СМИ (так называемая «агрессивная» реклама). Это могут быть детские журналы, радиорекламы или же рекламные щиты на улицах города. Использование производителями этих приемов, по сути, есть не что иное, как программирование (если не сказать, зомбирование) потребителя с целью принуждения его приобрести рекламируемый товар. Причем показательно, что осуществляется это программирование не путем убеждения (то есть посредством использования рациональных доводов), а путем внушения необходимости приобретения данного товара [1].

Маркетинг, ориентированный на детей, прибегает к самым разнообразным «пилящим» приемам. Здесь и размещение привлекательных для детей товаров на нижних полках супермаркетов (дети легко замечают то, что им нравится, а затем нередко со спорами и пререканиями, заставляют родителей платить), и включение рекламных «мультиков» в детские программы, и использование при оформлении школьных принадлежностей и обложек для книг логотипов или названий товаров.

По данным газеты «Известия», еще в мае 2002 года государственное издательство «Просвещение» вместе с рекламной группой «АПР Оптимум» начало проект по рекламе детской косметики «Дракоша» (гели для душа, зубные пасты и средства гигиены) в учебниках и пособиях для средней школы». «Поначалу мы комплексовали и чувствовали себя немножко бармалеями. Но потом решили, что эту нишу все равно рано или поздно займут. В конце концов, дети смотрят рекламу наравне со взрослыми по телевизору. А специальная детская реклама в изданиях для детей пойдет им только на пользу», — пояснил журналистам один из сотрудников рекламной группы. «Мы планируем размещать в учебниках рекламу, которая способствует улучшению здоровья и пропагандирует здоровый образ жизни. Но массовой рекламы в учебниках, скорее всего, не будет», — сообщил газете генеральный директор издательства Александр Кондаков. По его словам, издательство планирует размещать в учебной литературе рекламу веб-сайтов, посвященных борьбе с наркотиками, рекламировать зубную пасту и ряд компьютерных фирм» [3].

Или, такой еще пример, фаст-фуд-гиганты привлекают детей самыми разными способами. Они размещают свои логотипы на игрушечных коробках, обложках детских книг, видеоиграх и в парках развлечений. Компании заключают многомиллионные контракты, чтобы использовать в рекламе знаменитых детских персонажей. Например, в 2001 году Coca-Cola заключила крупный контракт с издателями книг про Гарри Поттера. Под эгидой производителей фаст-фуда проводятся детские благотворительные акции, такие как Всемирный день детей от McDonald`s. Фаст-фуд-обеды активно продаются в школьных кафе, что приносит значительный доход в школьные бюджеты. Помогают в продвижении фаст-фуда и современные технологии. В частности, на детском сайте McDonald`s можно поиграть в игры и посмотреть красочные рекламные книги. Рекламу фаст-фуда крутят по детским телеканалам — Walt Disney`s Disney Channel, Nickelodeon и Cartoon Network [2].

Воздействуя на детей рекламодатели, так же эффективно влияют на кошельки их родителей. Рекламщики говорят о такой важной для них роли детей как их способности «играть роль пилы». Речь идет о следующем. Всем известно, что дети бывают очень настойчивы в своем стремлении выклянчить желаемое у своих родных и близких. С помощью рекламы нужно заставить детей «пилить» своих родителей, вынуждая последних купить товар, пока те  капитулируют и купят его. Большинство родителей испытывает массу волнений по поводу того, как им следует реагировать на подобное «пиление». Уступая своим детям и покупая им сладости сомнительной питательной ценности,  яркую но дорогую и бесполезную игрушку или компьютерную игру, пропагандирующую насилие, они испытывают чувство вины, ибо убеждены в том, что все это детям отнюдь не полезно. Но отказавшись идти на поводу у любимого дитяти, родители могут почувствовать себя еще хуже. А вдруг ребенок решит, что родители его не любят, или же у него разовьется депрессия, появится комплекс неполноценности, потому что у него или у нее не будет тех вещей, которые есть «у всех нормальных мальчиков и девочек».

Большинство родителей также негативно относятся к рекламодателям, «обрабатывающим» их детей. Увы, психологи по этому поводу не дают однозначного ответа. Это связано и с тем, что сами психологи сегодня востребованы индустрией рекламы. Они активно помогают рекламодателям разрабатывать способы воздействия на детей, направленные на то, чтобы заставить последних покупать товары. У специалистов существуют две точки зрения по поводу детской рекламы: первая-это те, кто за рекламу в жизни детей, а другая- резко негативные [4].

Сторонники первой утверждают, что реклама не оказывает какого-либо негативного влияния на психику ребенка. Максимум, чего она может достичь  — это заложить культурологические посылки на будущее.

Вторая группа психологов резко критикует такой подход. Приводятся следующие аргументы. Сегодня рекламодатели и рекламщики стараются как можно раньше начать формировать «материальные» установки, а это может привести к тому, что дети, вырастая, будут оценивать свою значимость, исходя из того, чем они владеют, а не из своих личностных качеств. Это приведет к появлению множества психологических комплексов в будущей взрослой жизни. Для такого индивидуума ответ на вопрос «Что есть я?» будет звучать только так: «Я — тот, кто ездит на такой-то машине, живет в таком-то доме, носит такую-то одежду»[4]. 

Безусловно, и в первой, и во второй точке зрения есть доля истины. Поэтому ответ на вопрос «за или против ?» у каждого родителя будет своя точка зрения и эта же мысль в дальнейшем пойдет в жизнь самого ребенка.

Список использованной литературы:

1. Бойцова Т., Исаев А. Регулирование иррациональной рекламы // Экономика и управление, 2012. №4. –С. 89-92.

2. Титова. Н. Фаст-фуды ставят на детей // Эксперт, -2003. №9.

3. http://news.gala.net/index.php?cat=&id=76329

4. http://psyfactor.org/recl15.htm - Психология рекламы » Дети и реклама

Тема ВКР: Совместная работа социального педагога с инспекцией по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений