logo search
ChOKS_2014

Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз

О. Н. Шульц

ФГАОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

Научный руководитель: И. В. Осипова, к.п.н., профессор

Современное российское образование – это результат огромных перемен, произошедших за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: по обилию нововведений и экспериментов. Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала. Это означает изменение способов, средств и методов обучения [2, с. 121-144]. На современном этапе цель образования – обеспечить не только «оптимизацию профессиональной мобильности», но и предоставить человеку возможность осуществляться, формировать у него «постоянное желание учиться и создавать себя» [1, с. 23-41].

Изменение роли образования в экономическом и социальном развитии страны в настоящее время осознается государством и обществом. В материалах по долгосрочной перспективе развития системы образования поставлена цель – повышение конкурентного преимущества российской системы образования. Также подчеркивается необходимость открытости системы образования для привлечения в педагогическое пространство лучших специалистов, инновационных технологий и создания условий для сознательного и открытого сотрудничества педагогов и студентов. На сегодняшний день распространение инноваций, по мнению экспертов, все больше устроено по сетевому принципу, которые взаимодействуя между собой образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство» [3, с. 180-184].

Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разработать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов. Сетевые взаимодействия открывают новые перспективы в сфере образования. Внедрение данных технологии в профессионально-педагогическом вузе становится не просто веяньем времени, а жизненной необходимостью. Это позволяет вывести образование на качественно новый уровень [3, с. 178-181]

Сетевое взаимодействие можно охарактеризовать как способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, учебных и учебно-методических ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия. Сетевое взаимодействие в настоящее время является фактором обеспечения доступности качественного образования, одним из наиболее перспективных направлений организации профильного обучения на высоком, качественном уровне. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление новых возможностей их использования в образовании побуждает искать новые, современные подходы к организации процесса обучения на основе сетевого взаимодействия [2, с. 86-89].

Наиболее известными ресурсами сетевого взаимодействия являются: www, FTP, Skype, E-mail, блоги, телеконференции, чат. Данные сервисы широко и активно применяются в сетевом взаимодействии, т.к. требуют незначительных телекоммуникационных ресурсов.

Для внедрения и реализации сетевого взаимодействия в педагогическое пространство, к студентам и преподавателям необходимо предъявить следующие требования: овладевать и работать с сетевыми образовательными и коммуникационными технологиями, интегрированными средствами разработки сетевых курсов и сетевых коммуникаций, мультимедийными технологиями;  обладать определенной психологической устойчивостью и работать с виртуальными студентами, когда преподаватель не видит своих студентов, практически, за все время обучения;  уметь работать в условиях распределенного времени;  обладать высокой самоорганизацией;  быть готовым к интенсивному обмену информацией;  активно стимулировать и поощрять совместную работу студентов при выполнении учебных заданий посредством сетевых технологий;  активно информировать студентов об их текущей академической успеваемости, результатах тестов и контрольных заданий с помощью сетевых технологий;  быть готовым достаточно часто изменять содержание сетевого курса.

Организация сетевого взаимодействия на базе профессионально-педагогического вуза формирует положительную мотивацию к инновациям, а также повышение уровня профессионализма педагогов. Реализация на практике сетевого взаимодействия в профессионально-педагогическом вузе способствует повышению уровня профессиональной компетентности ИКТ-активных педагогов, развитию навыков коллективной работы, удовлетворению образовательных и духовных потребностей личности.

Феномен сетевого взаимодействия содержит в себе огромный потенциал, но вместе с тем пока недостаточно изучен, практика его использования подлежит дальнейшему осмыслению. Следует отметить, что ценностью сетевого взаимодействия в образовательном процессе признается свободная, образованная личность, способная сохранять свою индивидуальность и, вместе с тем, способная к сотрудничеству в рамках открытого поликультурного пространства. К.Роджерс отмечал что «в свободной атмосфере один ум высекает искры из другого, свежее озарение одного человека побуждает множество творческих реакций у других» [4, с. 36-75].

Сетевое взаимодействие вузов усиливает стратегические преимущества благодаря тому, что оно решает новые учебные, научные и коммерческие задачи вуза. Необходимо искать эффективные и взаимовыгодные способы комплексного взаимодействия вузов, предприятий и органов государственной власти, что представляется перспективным, инновационным, а главное долгосрочным направлением развития российского высшего образования.

Таким образом, создание сетевого взаимодействия в профессионально-педагогическом вузе – это важный компонент политики модернизации системы образования вуза. Такой характер взаимодействий более эффективен для качественного изменения систем ресурсного обеспечения, управления; обновления содержания образования и открытия новых возможностей для организации обучения и сетевого общения педагогов и студентов вуза.

Список используемой литературы:

1. Горбунова Л.Н. Дистанционное повышение квалификации: идущие навстречу [Текст]// Дистанционное обучение: сборник статей. М.: 2006.

2. Дуканич Л.В. Сетевое взаимодействие вузов в новой модели российского высшего профессионального образования [Текст]// Инновационное развитие экономики России: М.: 2010.

3. Зубарева Т. А. Эффективность модели сетевого открытого взаимодействия образовательных учреждений как ресурс инновационного развития /Т. А. Зубарева [Текст]// Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 5. – С. 178-184.

4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994.