logo search
ChOKS_2014

Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества

А.А. Орлова

Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Научный руководитель: Голованова А.А., к. п. н., доцент

Самосознание – это личностное образование, пребывающее в динамике в процессе развития личности, которое на основе совокупности психических процессов позволяет понимать себя, определённым образом относиться к себе, видеть объективный мир и себя через него и, в соответствии с этим, осуществлять саморегуляцию. Как видно из определения, самосознание играет чрезвычайно важную роль в жизни человека. Эта составляющая личности непосредственно взаимосвязана со способностью личности преобразовывать себя и окружающий мир [4, с. 21].

Резюмируя исследования Л.С. Выготского, И.И. Чесноковой, В. Д. Балина, Ю.Б. Гиппенрейтер, можно сказать, что в структуру самосознания включают 4 компонента:

  1. Самопознание;

  2. Эмоционально-ценностное отношение к себе (самооценка);

  3. Саморегуляция;

  4. Миросознание (объективная реальность, пропущенная через «Я»).

Такая структура показывает, что постепенное развитие самосознания вполне закономерно. Более того, процесс развития самосознания происходящий у разных людей с разной скоростью не приведёт к одинаковому результату; но выявляются определённые этапы, на которых показатели самосознания у разных людей сходятся к чему-то единому. Здесь и возникает вопрос об «уровнях самосознания», в рамках определения уровня как степень развития чего-либо [3]. При этом стоит заметить, что упоминание об уровне самосознания имеет место быть только начиная с юношеского возраста (16-17 лет), так как именно в этом возрасте полностью сформированы все его структурные компоненты, и они объединяются воедино, образуя самосознание.

Мы остановились на разделении уровней самосознания на высокий, средний и низкий на основе показателей его структурных компонентов, и дали характеристику каждому уровню:

  1. Высокий: Люди чувствительны, внимательны к своим желаниям, потребностям. «Я-маска» наиболее близко к Я-реальному. Не склонны подменять собственные мнения общественными стандартами. Обладают адекватной самооценкой. Высоко развиты большинство процессов саморегуляции произвольной деятельности, такие как планирования, самостоятельность, оценивание своей деятельности, её анализ. Люди не смотря на осознание себя собственного ощущают единение с другими и со всем миром. Смотрят на мир в объективных, но более жизнерадостных тонах. Склонны к активной самореализации – творчеству, от которого получают удовольствие.

  2. Средний: Люди не достаточно внимательны к собственным мнениям, опираясь на контекстный ход событий, в некоторой степени внешнюю оценку себя. Желающие знать себя, но прилагающие для этого недостаточно усилий. Самооценка несколько неадекватная, может быть неоднородна по разным сферам жизни. Саморегуляция произвольной деятельности находится на среднем уровне, то есть достаточно развита, но не автоматична, ведущие процессы саморегуляции развиты неравномерно. Так, например, при обязательном чётком планировании любого будущего дела отсутствует последующая рефлексия. По отношению к миру и другим людям существует некоторое разделение: не обязательно противостояние, это может быть главенство себя или подчинение общему, другая форма отношений, но малосвязанная с взаимопроникновением, хотя и не исключающая равноправия, равенства.

  3. Низкий: Люди обращают внимание только на поверхностные желания, не вдаваясь во внутренние самоощущения. Они не хотят узнавать себя, не задумываются об этом. Они обладают неадекватно, значительно завышенной или заниженной самооценкой по ряду сфер жизни. У них слабо или сильно разрозненно развиты процессы саморегуляции произвольной деятельности. Отделение и некоторое противопоставление себя миру и другим людям. Такая позиция не означает отсутствия какого-либо отношения, но оно более стороннее [5, с. 72].

Затем мы предположили, что уровень развития самосознания в юношеском возрасте взаимосвязан с другими психологическими и социально психологическими качествами личности по нескольким факторам. Нами было проведено масштабное исследование по выявлению сициально- и индивидуально-психологических факторов. Одним из выявленных факторов стал фактор самоактуализации личности. (Таблица 1).

Таблица 1Нагрузки внутри фактора самоактуализации личности.

Характеристики

Фактор самоактуализации личности

Уровень самосознания

Самопонимание

Самоотношение

Саморегуляция

Ориентация во времени

Ценности

Креативность

0,389

- 0, 275

0,646

0,843

0,786

В данном факторе максимальные нагрузки приходятся на такие характеристики как ориентация во времени, ценности и креативность. Под ориентацией во времени подразумевается способность личности ценить нынешний момент, настоящее, в свою очередь, не замыкаясь в прошлом опыте, и не откладывая все желания и планы на «светлое» будущее. Переменная «ценности» в нашем исследовании несёт в себе смысл принятия для себя человеком ценностей самоактуализирующейся личности, таких как истина, добро, красота, целостность, справедливость, прядок. В соответствии с основными характеристиками данному фактору и было присвоено название – фактор самоактуализации личности. Из непосредственно изучаемых нами понятий в рамках данного фактора положительную нагрузку несёт переменная «самопонимание», а отрицательную «самоотношение». Для того чтобы более детально рассмотреть структуру фактора мы сделали корреляционный анализ основных его переменных (Таблица 2).

Таблица 2. Корреляционная взаимосвязь основных переменных пятого фактора.

Корреляционная взаимосвязь на уровне высокой статистической значимости с положительной полярностью выявлена между ориентацией во времени и самопониманием, и саморегуляцией. Эти данные не вызывают никаких противоречий, так как взгляд на жизнь в настоящем времени способствует лучшему пониманию себя настоящего с учётом прошлого опыта и планами на будущее, а процесс планирование находится в непосредственной связи с саморегуляцией. Также положительную статистически значимую взаимосвязь имеют переменные «ценности» и «самопонимание». Возможно, это объясняется тем, что примеряя на себя, и в последствие принимая или отвергая ту или иную ценность, личность начинает более глубоко узнавать себя и понимать. Также наблюдается статистически значимая отрицательная взаимосвязь между креативностью и самоотношением. Е.П. Ильин в книге «Психология творчества, креативности, одарённости» писал, что высокую степень влияния на креативного (творческого) человека имеет социум. Так, считается, что традиционное обучение сдерживает развитие творческих способностей, считает их необязательными, второстепенными [6, с 76]. М.А. Холодная пишет, что к художественно одарённым людям относятся настороженно и в некоторой степени агрессивно в связи с боязнью инакомыслия как явления, способное разрушить общепринятые социальные ценности. Также неравномерное отношение к креативному подходу к жизни встречается и на обыденно-житейском уровне. У одних, это явление вызывает почтение, доходящее до фанатизма; в то время как другие испытывают явную неприязнь к ним. Также не редко встречается ситуация, когда творческий потенциал личности выше, чем его реальные достижения в этой сфере, что вызывает внутреннюю фрустрацию [2, с. 138]. Все вышеупомянутые причины и могут вызывать деформацию самоотношения в процессе развития креативности. Этот факт заслуживает особого внимания, особенно у родителей и работников системы образования, так как столь же биполярно окрашенное отношение к творческим способностям свойственно и для них. Одни не считают творчество за настоящее занятие, а другие каждый рисунок своего ребёнка позиционируют с серьёзным искусством.

Таким образом мы можем сделать вывод: для того чтобы фактор самоактуализации личность в полной мере благоприятно сказывался на уровне развития самосознания, необходимо наличие баланса между творчеством, повседневностью и самоотношением. Прежде всего это необходимо помнить и учитывать при развитии у детей творческих способностей: наряду с активной творческой позицией ребёнок должен обладать умением объективно оценивать свой труд, суждения, идеи в соответствии с социокультурной ситуацией, с качеством исполнения (если это предмет деятельности), а также способность к продуктивному саморазвитию от хорошего к лучшему.

Список используемой литературы:

  1. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. соч. - Т. 4. - М.:Педагогика 1984. - 229 – 231 с.

  2. Ильин Е.П., Психология творчества, креативности, одарённости. - ООО Издательство «Питер», 2012.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.ozhegov.org/

  4. Орлова, А.А. Проблема самосознания и его структуры//Вестник научного студенческого общества: Социальная психология и педагогика, методика начального образования. Сб.науч.статей. - Вып.5. - Саратов, ИЦ «Наука», 2011.- 21 с.

  5. Орлова, А.А. Проблемы самосознания: понятие "уровни самосознания"//Актуальные проблемы образования: Сборник научных статей студентов, магистрантов и аспирантов факультета психолого-педагогического и специального образования. Сб.науч.статей.- Саратов, ИЦ "Наука", 2013.-71 с.

  6. Шумакова Н.Е. Психология одарённости. - 1996.