logo search
ChOKS_2014

Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)

Лакомкина Г.Л.

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Исламова З.И., к.п.н., профессор

Последнее десятилетие в современном обществе произошло большое количество социальных, культурных, а также экономических изменений. Вследствие этого возникла тенденция все большего увеличения количества социальных проблем и возрастания социального неблагополучия. Вследствие очень широкого спектра проблем населения, а также большого числа клиентов, все больше и больше востребуется волонтерская (добровольческая) деятельность, целью которой является оказание социальной помощи и поддержки.

История становления волонтерской деятельности зародилась еще в древности и ее можно разделить на несколько этапов.

Первый этап волонтерской деятельности носил религиозный характер. Она начала зарождаться после 988 года, с принятием христианства. В то время в русской православной среде и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Это происходило еще при Ярославе Мудром, повелевавшем отдавать всех талантливых детей без различия сословий в «книжное учение», существовали сиротские училища, которые содержались за счет милостыни, собиравшейся с соседних деревень. Можно сказать, что ныне сбор пожертвований или фандрайзинг – один из наиболее распространенных видов волонтерства за рубежом.

Второй этап волонтерской деятельности носил добровольческий характер. В допетровский период России неразрывно связан с принципами христианской добродетели. Как в мирное, так и в военное время. Церковь вдохновляла своих прихожан на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего. Ярким примером можно назвать – подвиг Минина и Пожарского, добровольческая деятельность которых остановила тяжелейшую польскую интервенцию в тот момент.

Волонтерство — это добровольный труд людей на благо нуждающихся в помощи. История знает множество примеров данной деятельности, но люди, организации, занимающиеся ею, назывались благотворителями, попечителями, а деятельность — благотворительной. Третий этап волонтерской деятельности сложился еще при Екатерине Великой, а затем при императрице Марии Федоровны, когда они заявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент российской системы социального призрения. Символом женского милосердия стала княгиня Мария Дондукова-Корсакова. Ее многолетнее бескорыстное служение на поприще благотворительности заслужило уважение во всех кругах общества — от консервативных до самых радикальных. Княгиня была известна тем, что не получив разрешения посещать узников Шлиссельбургской крепости, обратилась с просьбой заключить в крепость ее саму.

Не маловажную роль в становлении волонтерской деятельности сыграло создание Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Это четвертый этап. Она была создана в 1922 году по решению второй Всероссийской конференции комсомола. В пионеры принимались дети в возрасте от 10 до 15 лет. Цель создания пионерского движения взаимопомощь, организация повседневной жизни и досуга, борьба с беспризорностью и разрухой после Гражданской войны. Основой для пионерской организации стал имевшийся ранее богатый опыт русского скаутского движения. Ещё во время Гражданской войны скаутские организации помогали разыскивать бездомных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. Однако скаутское движение при новой власти было обречено на уход с исторической сцены, так как в России скаутские структуры зарождались и функционировали как монархические детские организации. У истоков пионерского движения стояли видный партийный и общественный деятель Н. К. Крупская и один из идеологов русского скаутизма И. Н. Жуков. Именно Н. К. Крупская в своей известной работе «РКСМ и бойскаутизм» предложила российскому комсомолу создать детскую организацию, скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию, а И. Н. Жуков предложил назвать детскую организацию пионерской. Навстречу пионерской организации приходит тимуровское движение.

Тимуровское движение — это массовое патриотическое движение пионеров и школьников, возникшее в СССР в начале 40 — х годов под влиянием повести Гайдара «Тимур и его команда» и одноименного фильма, которые ответили на самые горячие патриотические стремления советских детей — быть полезными Родине не после окончания школы, а теперь и немедленно. Тимуровское движение рассматривалось в качестве действенной (с элементами игры) формы общественно полезной деятельности детей, способствующей их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности. Тимуровцы оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших воинов; шефствовали над детскими домами и садами; помогали собирать урожай; участвовали в благоустройстве городов и сёл, охране природы.

Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, патриотизм

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80 — х годов, это пятый этап.

Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

В России первый опыт организованного добровольчества, который затем дал импульс для развития добровольческого движения по всей стране, появился в Москве и Санкт-Петербурге в начале 90 — х годов. К началу 1997 года идеи добровольческой деятельности получают более широкое распространение в российском некоммерческом секторе в Сибири, Нижнем Новгороде и других регионах Российской Федерации.

С 1998 года импульс к развитию движения был дан в результате провозглашения ООН 2001 года Международным Годом Добровольцев. Добровольчество становится все более популярным в молодежной среде.

Стоит сказать, что процесс развития волонтерского движения еще далеко не завершен, он постоянно обновляется, пополняется и обрастает новыми формами, идеями и участниками.

Сегодня значение слов «волонтер», «доброволец» известно даже простому обывателю. Но гораздо важнее, чтобы когда-нибудь и сам этот обыватель тоже включился в какое — либо общественно полезное дело, поскольку участие обыкновенных людей разного рода движениях и есть не что иное, как показатель гражданского общества.

В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно. Все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям.

Волонтерство сегодня — это мощное общественное движение, имеющее свои организации во всех странах мира, но давно уже переросшие как национальные границы, так и сферу применения волонтерского труда. Волонтерство, как показывает международный опыт, развивается в рамках так называемого третьего сектора, или некоммерческих организаций. По решению Генеральной ассамблеи ООН 2001 год был объявлен Международным годом волонтеров.

Самый популярный личностно-деятельный подход основывается на психологической теории «Иерархия потребностей по А. Маслоу». Речь идет о пяти уровнях потребностей, так называемой «пирамиде потребностей человека». Пять основных видов потребностей человека образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет его поведение.

1 уровень: основные физиологические потребности (еда, жилье, одежда, размножение и т.д.);

2 уровень: потребность в защищенности (личная безопасность, защита от рисков, в том числе и общественно-социальных);

3 уровень: потребность в общении (круг друзей, родственников, единомышленников);

4 уровень: потребность в признании (достижение значимой и признаваемой обществом позиции, например: карьера, ответственный пост, власть);

5 уровень: потребность в развитии и самовыражении.

По теории Маслоу каждый человек стремиться сначала удовлетворить потребности первых двух уровней (низшие потребности), а затем переходит на уровень удовлетворения высших потребностей. Удовлетворение потребностей 3 — 5 уровней возможно только в процессе социализации.

Среди видов мотивации также принято разделять мотивы поведения человека на внутреннюю и внешнюю мотивацию. В первом случае речь идет о ценностно-мотивационной ориентации личности, во втором — о внешних стимулах (таких как денежное вознаграждение, слава или доступ к определенным ресурсам).

Внутренняя мотивация — это тяга к определенной работе и деятельности из-за интереса к ней субъективного ощущения ее ценности (ее легко распознать по типичным бытовым формулировкам «хочу сделать мир лучше/чище/добрее»). Для того, чтобы работать с внутренней мотивацией необходимо быть неплохим психологом, инвестировать время и душевные силы в работу с волонтером. Этот вид мотивации сложнее, но при этом более эффективен в волонтерской деятельности. Большинство волонтеров всего мира работают именно на основе внутренней (ценностной) мотивации.

Реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности. Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути. Человеку нужна возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль согласно своей индивидуальности — основа мотивации самовыражения и самоопределения. Для человека важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Основа данной мотивации — потребность человека в высокой самооценке и в оценке окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.

Добровольческая деятельность позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.

Добровольческая (волонтерская) деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков, опыта межличностного взаимодействия. Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом — одна из насущных потребностей современного человека. Добровольческая деятельность должна способствовать развитию таких социальных навыков, как:

— развитие коммуникативных способностей;

— опыт ответственного взаимодействия;

— лидерские навыки;

— исполнительская дисциплина;

— защита и отстаивание прав и интересов;

— делегирование полномочий;

— инициативность.

Добровольческая деятельность дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, предоставляет бесплатное обучение или получение необходимых для карьеры навыков, необходимые в дальнейшей жизни. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью.

Внешняя мотивация ориентирована на внешние ценности и простые (стандартные) модели поведения. В этом случае управлять и мотивировать человека проще, однако длительного эффекта при внешней мотивации в волонтерской деятельности достичь невозможно, так как главный факт внешней мотивации — материальное вознаграждение — отсутствует по умолчанию.

Современным проявлением внешней мотивации в волонтерской деятельности можно назвать так называемое «добровольчество по расчету»: осознанная работа на безвозмездной основе с целью получения конкретного опыта работы, бесплатного обучения или получения необходимых для карьеры навыков. Помимо этого элементами внешней мотивации волонтеров могут являться памятные сувениры, подарки, футболки с символикой проекта и прочие приятные мелочи.

Добровольческая деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Одна из глубинных человеческих потребностей — стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольный выбор деятельности, ее социальная направленность позволяют людям найти единомышленников, установить с ними дружеские отношения. Добровольческая деятельность должна предоставлять людям возможность совместного взаимодействия.

Среди мотивов добровольческой (волонтерской) деятельности можно выделить общественные мотивы (высокая требовательность к себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.), познавательные мотивы, прагматические мотивы, увлечение внешними признаками, мотивы подражания. Социальная добровольческая деятельность является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии.

Таким образом, исходя из исторического анализа необходимо сказать, волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.

Список используемой литературы:

1. Информационно – методический журнал BiZ – Образовательно – информационного центра в Российско – Немецком Доме в Москве/ Главный редактор Екатерина Моисейчева. АНО «Брайтенарбат» — М.: 2011.— 32с.

2. Д.Смит: Добровольцы — капитал будущего? // Курьер ЮНЕСКО — июнь, 2001. — с.28.

3. Организация добровольческой деятельности. Учебно-методическое пособие. О.В. Решетников М.: «Фонд содействия образованию XXI века», — 2005.

4. Волонтерство в системе ВОС: проблемы и перспективы. Материалы по результатам работы семинара-тренинга «Мастерство волонтеров»: метод. пособие / под ред.: С.Н. Ваньшина, О.В. Сергеевой. — М. : Институт проф.реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп», 2008. — 111 с.

5. Волонтер и общество. Волонтер и власть: Науч.-практ. сб. / Общерос.обществ. орг. «Дет.и молодеж. социал. инициативы» ДИМСИ; Сост. С.В. Тетерский; — М.: Academia, 2000. — 160 с.